Организатора концерта хотят привлечь к административной ответственности за использование фонограммы




Концерт, рискующий войти в историю российского шоу-бизнеса как прецедент, состоялся в Северодвинске еще в декабре. Специалисты местного отделения Роспотребнадзора обратили внимание, что в нем не использовались музыкальные инструменты, а вместо них звучала записанная в студии фонограмма, и посчитали это нарушением закона О защите прав потребителей. По данным информационного агентства Regnum, организатором концерта выступала директор местного Центра культуры и общественных мероприятий Валентина Будрина, ей и выписали штраф в 10 тысяч рублей.

Шоу-бизнес встревожен. В небольшом городе Северодвинске Архангельской области случился прецедент, который грозит перевернуть представления московской эстрадной богемы о собственной концертной деятельности. На афишах не было указано, что концерт проводится под инструментальную фонограмму (минус один). За это организатору выступления бывших вокалисток группы Мираж Маргариты Суханкиной и Натальи Гулькиной выдано предписание об административном правонарушении и штрафе размером 10 тысяч рублей.

Опрошенные Новыми Известиями продюсеры и музыканты подтвердили, что подобных прецедентов в российском шоу-бизнесе пока не было, несмотря на то что тема в последние годы активно муссировалась на всевозможных круглых столах, в прессе и Госдуме. Государственные мужи долго обсуждали (хотя так и не пришли к единому мнению), нужен ли отдельный закон, ограничивающий исполнение песен под фонограмму, или достаточно закона О защите прав потребителей, который, впрочем, до сих пор в части концертно-гастрольной деятельности не работал. Известные музыканты с пеной у рта спорили, является ли исполнение под фонограмму обманом. Но северодвинское отделение Роспотребнадзора впервые перешло к конкретным действиям.

В пресс-службе центрального офиса Роспотребнадзора России в Москве НИ сообщили лишь то, что такая информация была. Однако подробностей велели ждать неопределенное время, от комментариев отказались и бросили трубку.

По мнению оштрафованной г-жи Будриной, в законе О защите прав потребителей речь идет как раз о недопустимости пения под фонограмму без уведомления на афишах, но никак не об инструментальном фоне. Теперь директор центра культуры намерена добиваться справедливости в судебном порядке, в том числе на федеральном уровне.

Впрочем, перешло весьма неумело. Проблема в том, что бывшие вокалистки Миража являлись в разное время как раз теми закадровыми персонами, которые готовили для всесоюзно известного коллектива пресловутые вокальные фонограммы. То есть петь вроде бы умеют, а потому теперь, восстав из пепла, делают это живьем. Фонограмма, в которой уличили организаторов, оказалась так называемой минусовкой, хотя по России полным-полно чесов, где вокалисты попросту открывают рот или, по формулировке Александра Градского, используют вокальную имитацию.

Не исключено, что северодвинская история - всего лишь частные разборки между местными чиновниками. Во всяком случае, она совершенно не похожа на показательный процесс в исполнении ведомств, отвечающих за защиту прав потребителей. Однако именно эта история рискует дать новый импульс уже почти позабытой дискуссии о запрете или ограничении фонограмм в России. И если контролирующие инстанции всерьез возьмутся раскручивать северодвинский экспромт в федеральном масштабе, фонограмщикам и их продюсерам придется потесниться. Или как минимум увеличить свои расходы еще на один пункт - откаты чиновникам, следящим за фонограммами. Наверняка это обойдется чуть дешевле, чем платить официальные штрафы.

Подавляющее большинство концертов на территории России проводится или под полную фонограмму, или под минус один. Таким образом, действуя по аналогии с северодвинским отделением Роспотребнадзора, можно смело выписывать штрафы организатору практически любого концерта с участием поп-артиста. Более того, индустрия российского шоу-бизнеса функционирует таким образом, что полностью живые концерты могут не окупить затрат на всевозможные клипы, студийные записи, на взятки за появление в теле- и радиоэфире и т.д. Живое выступление стоит дороже, да и физические возможности артистов ограниченны, далеко не все выдерживают заданного продюсером ритма, и именно по этой причине так часто меняются составы, к примеру, российских девичьих поп-групп. Впрочем, та часть артистов, которая считает живое исполнение делом чести, категорически не соглашается с такой постановкой вопроса и вполне убедительно стоит на своем: Не умеешь петь - не берись за микрофон.

Далее: