Гийермо, расскажи как тебе удалось собрать такую толпу разных людей на своих последних альбомах?
Ну... вообще-то это было просто... я люблю музыку и есть люди с которыми я хотел работать, я попросил их, и они согласились. Среди них были как мои друзья, так и просто интересные мне люди.

В Москве выступил мастер экспериментального хип-хопа Гийермо Скотт ХерренВ Москве выступил Гийермо Скотт Херрен - мастер экспериментального хип-хопа и звукового коллажа, стоящий за многими интересными музыкальными проектами: Prefuse 73, Delarosa & Asora и Savath & Savalas. Сергей Голиков побеседовал с Гийермо о его последних альбомах в рамках Prefuse 73: Surrounded By Silence и Security Screenings, посвященных политической ситуации в США, о современной музыкальной сцене и джазе конца 60-х годов.

Хорошие новости, Гийермо! Но все же поговорим о последних двух альбомах... атмосфера треков получилась такой вязкой и давящей, это свяанно с политическим подтекстом?
Да-да! Политическая тема всегда цепляла меня! Запись происходила как раз в период президентских выборов в Америке, результаты которых оказались разочаровывающими - Буш был переизбран на второй срок... Название моего последнего альбома - “Securiny Screenings” - посвящено всем этим металлодетекторам и досмотрам в американских аэропортах.... но вот мы прилетели в Россию, а здесь все то же самое! Те же металлодетекторы - так что теперь это по всему миру. Как будто законы, которые принимает Джордж Буш, действуют уже всюду.

Расскажите о испанских сестрах Клаудии и Александре Дееза - испанских бардах....
У них была своя группа On! Air! Library!, мы записали вместе трек для “Surrounded By Silence”, но сейчас они распались, а ... с Клаудией у нас будет ребенок через пять месяцев.

Я думаю, что не все люди, принимавшие участие в твоих последних записях, имеют похожие взгляды - The Books, например - кажется они совершенно аполитичны....
Ребята из The Books, кстати, весьма политизированы - и на их последнем альбоме много политических и серьезных тем... но на самом деле, многим принимавшим участие в последней записи, наплевать на все это. Даже многим моим близким друзьям наплевать, они даже не хотят слышать о политике! Смешно...

Наверняка ты не единственный в американском независимом музыкальном сообществе, кто так считает...
Да нет, ты знаешь, в основном люди разделяют музыку и политику, но я считаю, что это неправильно: если тебе дан голос в этом мире, то используй его, говори что думаешь. Если тебе есть что сказать о политике, то ты должен быть услышан! Но всем наплевать на политику, а потом они начинают жаловаться и возмущаться тем, что происходит! А где они были раньше? Они просто стояли в сторонке и позволяли всему этому дерьму происходить!

Как насчет твоего проекта Savath & Savalas? Он ведь в Испании был записан? И у него совершенно иная атмосфера. Чем для тебя является этот проект?
Он позволяет мне больше играть на гитаре, петь на записи, больше выражать себя лирически, этнически, эмоционально. Эта музыка далека от хип-хопа, который я делаю в рамках Prefuse 73, и где я просто собираю коллаж из разных сэмплов.

Твой переезд в Испанию также был вызван недовольством политикой Буша или были личные мотивы, связанные с твоими латиноамериканскими корнями?
Да, я долгое время жил в Испании, но причины действительно были исключительно личные, связанные с корнями моей семьи. Это не было протестом против политики или еще чем-то таким... а сейчас я часть времени провожу в Испании, а часть - в Нью-Йорке.

Гийермо, ты работаешь с легендарным лейблом Warp Records, также ты делал ремиксы для Ninja Tune. Расскажи об этих двух лейблах - это одно сообщество или нет?
Нет, они совершенно разные. Ninja Tune всегда больше имели дело с музыкой, построенной на битах, а Warp - это больше техно... Сейчас Ninja Tune делает прекрасные вещи... Когда я впервые издавался на Warp, я чувствовал себя каким-то отщепенцем со своим хип-хопом - ну, знаешь, там как раз выходили Squarepusher, все это техно и IDM. А потом они стали издавать совершенно другую музыку - Godspeed!, например, которые ближе к Mogwai и подобным вещам. То же самое и с Ninja Tunes - мне кажется, что все эти техно-дела уже отходят, как в свое время с трип-хопом было.

Расскажи о второй половине Savath & Savalas Еве Мунс.
Ева записала со мной два альбома, а потом пропала куда-то, я даже не представляю, где она сейчас и что делает... Так что теперь Savath & Savals - это я один, но я собираюсь продолжить проект, скоро как раз выходит новый альбом, где я буду петь на кастильском!

Тогда самое время спросить про название - Prefuse 73. Это ведь с джазом связанно?
Да, моя самая любимая эпоха в джазе - это 68-73 годы, все мои любимые джазовые записи относятся к этому времени. Знаешь, такой пре-фьюжн до того, как началось время этого тупого стиля фьюжн - с этими дурацкими соло и звуками спальни, вообще какая-то музыка для спальни! Все эти пластинки просто разочаровывали меня!

А как тебе вся эта новая волна гитарных групп, ты не хочешь привнести больше живого звучания в свое творчество?
Я всегда старался делать и это тоже! Вот например, мой проект c The Battles - также изданный на Warp, мы недавно ездили в тур с этим альбомом. Меня все время интересовала живая музыка!

Как тебе Джо Завинул?
Да, мне нравится ранний Weather Report и его ранние сольные альбомы.

Можешь назвать какие-нибудь свои любимые джазовые пластинки?
Джо Хендерсон “Elements”, Элис Колтрейн, Майкл Уайт - ранний. Они были все почти как семья. Или вот Херби Хэнкок, который привнес электронную музыку в джаз. Это было время экспериментов! А я как раз начинал экспериментировать с хип-хопом и нашел много параллелей с джазом того времени - наши цели были похожи, и то, что в итоге было достигнуто.

А как же хип-хоп - ты не слушал в детстве хип-хоп?
Что ты! Слушал хип-хоп. А джаз - это от моей матери. Она меня к нему приучила.

Ранний Чик Кориа?
Ага - ранний. Только ранний!

Но ведь это скорее проблема мэйджор-лейблов! Именно они внушают: купите новый альбом, и забудьте все что было до него!
Да, прежде всего это именно мейджор-лейблы! Они ориентированы исключительно на прибыль, поэтому выпускают тонны какого-то тинейджерского панк-рока! И возьми Хосе Гонзалеса - как он может устареть!? Если человеку не нравится Хосе Гонзалес, то... с ним явно что-то не в порядке! Мужик, ты слышал Хосе Гонзалеса?

А как тебе такая мысль: хип-хоп как часть джазовой традиции?
И джаз и хип-хоп выражали, я думаю, схожие чувства, к тому же оба они экспериментальны - люди просто придумали их, и вот уже эту музыку записывают на студиях и издают. Да вообще, любая музыка так начиналась - вот блюз например. Типа, что-то такое мы делаем, и вдруг - ого, вот это крутое дерьмо у нас получилось! И то же самое и с хип-хопом - он постоянно развивается...
Вообще, это забавно, мужик - журналисты хотят все разложить следующим образом: типа, вот новое супермодное дерьмо, обожайте его! Так, теперь бросьте его, оно старое, нужно его ненавидеть и... ждать нового супермодного дерьма! Но ведь в музыке все не так происходит! Ничего ведь не исчезает, когда это новое супермодное дерьмо появляется. Блюз по-прежнему существует и развивается. Джаз, хип-хоп - все развивается дальше! Но появилась куча поджанров за последние 10-15 лет, о которых журналисты только и говорят. Например, пост-рок. Это журналисты изобрели пост-рок! А люди просто делали музыку, они ведь не изобретали название “пост-рок”. Вы говорите: все, это умерло, какими же мы были наивными, что слушали это столько времени. А я думаю, вы и вправду были наивными, если подумали вдруг, что я ставлю жанр на первое место. Все дело в самой музыке, мужик! И она развивается! Вот люди сделали музыку, и все сказали: “Да это пост-рок!” - и все потому, что музыка основана на роке, вот и все.
Это все музыкальная журналистика, типа, что это мы такое покупаем?

И у него, по-моему, прекрасные тексты...
Да, отличные тексты, так же как и у Хосе Гонзалеса. Все эти классические сонграйтерские формы - они никогда не устареют, всегда будут круто звучать.
Хотя, знаешь, мне не нравится эта волна нового фолка, неохиппи - все это стало очень модно сейчас. Они, конечно все неплохие, и Банхарт, и Cocorosie, но я не могу их слушать много, как Гози Гонзаленса. В них много откровенного копирования.... хиппи, 60-е, Боб Дилан... Недавно играл диджейский сет в одном клубе, там все как один были похожи на какую-то семью Чарли Мэнсона! Я играл и думал: “Ого, вот это дерьмо!”

Нет, кто это? Он старый?
Нет, он молодой! Моего возраста. Он аргентинец, но живет в Швеции. У него классическая манера игры, там и испанская гитара, но без “наворотов” лишних, и босса нова и еще черт знает что.... Вообще это я к тому, что прекрасные песни никогда не устареют.
Я слушаю Хосе Гонзалеса каждый день, и он звучит для меня по-прежнему круто! Очень трудно продюсировать простую аккустическую гитару и голос. Я не знаю, что нужно сделать с такой музыкой, чтобы испортить ее! Тоже самое и с каким-нибудь Девендрой Банхартом - он звучит просто, тем и подкупает слушателей.

Далее: