Всему миру известны такие рок (поп) исполнители как, к примеру, «Beatles», Elton John, «Abba», Sting , Joe Dassin, «A-ha». У мыслящих людей может возникнуть вопрос: «А где, собственно, наши российские звезды на мировом музыкальном небосклоне?». Ведь даже маленькая рыбацкая Исландия, все население которой при желании уместится в одном Московском микрорайоне, имеет, как минимум двух мировых звезд. «Где наши российские песни и их исполнители?». Ведь мы живем в стране Ильи Репина, Игоря Стравинского и Льва Толстого. Почему же наши Александр Маршал и «Машина времени» (не будем поминать в суе Аллу Борисовну и дорогого Леонтьева) никому не нужны ни на западе ни на востоке?

Что такое популярная песня? В моем понимании, это не только средство для зарабатывания определенными музыкальными и околомузыкальными структурами денежных средств, но и произведение искусства, живущее вечно или исчезающее через некоторое время, трогающее сердца миллионов или всего лишь будоражащее некоторые инстинкты отдельных категорий граждан.

Журналист наиболее качественного российского музыкального издания «In rock» Владимир Импаллер, побывав на концерте «Rolling stones» в Москве, где на разогреве играли наши «Сплин», написал в сердцах, что испытал чувство национального позора (хотя «Сплин», как считают многие - это чуть ли не самое лучшее, известное, что у нас сегодня есть). И единственный наш отечественный прорыв - это группа «Тату», т.е. как бы творческое объединение двух маленьких визжащих девушек, как бы влюбленных проблемных лесбиянок ведающих людям о своих трудностях. Вам не стыдно? Мне стыдно. Наивные иностранцы привыкли к искреннему творчеству и, наверное, приняли эту историю за чистую монету.

Ответ крайне прост. И любой западный музыкальный менеджер объяснит, что русская рок-поп-музыка абсолютно неинтересна западному слушателю по причине ее абсолютной вторичности по отношению к Западу. Выражаясь проще, мы все время на кого-то похожи. Похожи в плане мелодии, в плане аранжировок, даже в плане внешности и манеры. Мало у нас талантливых песен и оригинальных идей.

Не знаю как Вам, а мне хочется ответить на вопрос, а почему у нас и в музыке все так? Ответов на эти вопросы находят несколько. Так, Михаил Козырев, генеральный директор News media, куда входит «Наше радио», говорит о том, что в российском музыкальном бизнесе две раковые опухоли. Это, во-первых, пиратство (по статистике на каждый диск хорошо продаваемого артиста приходится от десяти до ста пиратских). В результате, если на западе заработок звукозаписывающих компаний и артистов идет, прежде всего, от продажи носителей и атрибутики, а уже потом только лишь от концертов, то у нас продажи в сотни раз меньше. И артистам и музыкальным учреждениям зарабатывать приходится в основном на концертах. Но если бы соотношение лицензионных и пиратских дисков сократилось до одного к одному, ситуация могла бы в корне изменится. У музыкальных издателей и звукозаписывающих фирм появились бы необходимые денежные средства, для того, что бы вложить их в действительно стоящий музыкальный продукт.

Скажете, что рок-поп-музыка это не серьезно? Но какой другой вид искусства сегодня интересует столько людей, столько молодых людей? Ведь ни живопись и не поэзия и не классическая же музыка. И откуда такая мысль, что это не серьезно. Ведь рок-поп музыка она ведь сегодня часть нашей повседневной действительности и ее влияние просто грандиозно. Она на ТВ и на радио и в газетах, в нее вложены огромные деньги.

Во-вторых, это проплаченные телевизионные эфиры. Т.е, если западные телекомпании, боясь, что их будут обвинять в отсутствии хорошего вкуса и в пошлости и рейтинги их упадут, заинтересованы в поиске высокохудожественных, содержательных, новых оригинальных материалов (видео клипов и концертных записей) и их демонстрации, в угоду умной (в плане вкуса) публике. То у нас все происходит с точностью до наоборот. Т.е., к примеру, за показ нового видео клипа нужно выложить кругленькую сумму. Это связано с тем, что у телекомпаний не хватает, грубо говоря, ума и вкуса находить такие музыкальные материалы и так их преподносить людям, что бы это было интересно, что бы был рейтинг. Поэтому, однажды, в начале девяностых, они подумали примерно так: «Ну что ж, если на рейтинге не заработать, так хотя бы срубить по маленькому на показе этого г….». И наш народ, глядел на голубые экраны и диву давался от резвящихся на сценах На-ны, Сташевских и различных длинноногих девиц с прозвищами как у немецких овчарок, вместо имен.

А сегодня огромные деньги уходят непонятно кому, а музыкальные структуры боясь нести большие затраты связанные с раскруткой какого-нибудь оригинального проекта (так как на его раскрутку денег вкладывать надо чуть больше) вкладывают денежки в хорошо раскрученную и дешевую попсу.

Да на западе тоже есть попса (сделанная, правда, гораздо лучше, чем наша). Но при этом каждый музыкальный делец понимает, что песни Бритни Спирс- это всего-лишь пять лет и можно срубить по малому и отвалить, а, к примеру, на Бьорк можно зарабатывать десятилетия. Все настоящее не стареет. К примеру, альбом 1973 года «Обратная сторона луны» группы «Pink Floyd» до сих пор не выходит из чартов. А недавно переизданные сборники «Beatles» и «Led Zeppelin» побывали на первом месте многих западных хит-парадов. А песни «Let it be» и «Hotel California» частенько можно услышать и сегодня.

А уже потом радиостанции подхватывают то, что раскручено на телевидении. Если Вы, к примеру, придете на почти любую кировскую радиостанцию (к примеру «Мария») и скажете: «Смотрите-ка, я записал гениальную песню». Они послушают ее и, скорее всего, скажут: «У Вас все слишком хорошо, но никому неизвестно, поэтому для того, что бы мы включили это в эфир, Вам необходимо раскошелится на кругленькую сумму».

А группа приглашена в турне по странам западной Европы. Они умудрились, понимая, что в России с ее недалеким слушателем и отсутствием цивилизованной музыкальной индустрии ей ничего не светит, пробиться через интернет. Теперь песни этой команды крутятся на радиостанциях чуть ли не всей земли и даже занимают места в некоторых хит-парадах. А еще была группа «Вино», вятские бас-гитарист группы «Любэ», барабанщик группы «Пилот». Так что дело не в талантах, а скорее в отсутствии в России цивилизованной музыкальной индустрии.

Вы можете возразить, мол, да послушаешь нашу музыку, вроде как и раскручивать-то некого. Рискну с Вами не согласится. Не будем далеко ходить. Возьмем наших, вятских. Вы что-то слыхали про Питерскую команду «Торба-на-круче»? Теперь это название у каждого на слуху. Двое музыкантов из нее вятские – это Макс Иванов и Алексей Пяткин. Эта группа играла и на Вятской земле и еще как. На одном их выступлении было много представителей, так сказать, неинтеллектуальной неформальной молодежи с экстремальными пристрастиями и неприятие с их стороны музыки «Торбы-на-круче» было неизбежным. Но когда Макс пел песню «Острым по живому», даже они как-то попритихли, а у некоторых из них на глазах виднелись слезы. Группа «Торба-на-круче» настолько талантлива, что умудрилась без особых денежных вложений, в основном за счет хорошего к ней отношения, стать в России достаточно известной. А Московский проект «Ромислокус», который играл в Кирове несколько лет. Кто-нибудь слышал? Пока нет.

И если вы, будучи музыкантом, обратились к нашим музыкальным воротилам, владельцам теперешних звукозаписывающих фирм. Они послушают и скажут, примерно, следующее: «Чувак, это действительно клево и мы-то тебя понимаем. Но народ-то тебя не поймет, народ-то он глупый. Народ сейчас в лучшем случае слушает «Мумий Тролля», «Смысловые галлюцинации» и «Би-2». Но, что самое смешное, точно так же к нему вчера приходили «Мумий Тролль», «Смысловые галлюцинации» и «Би-2» (а это уже не самая худшая музыка) и он им говорил то же самое, что нужно быть похожими на На-ну и Сташевского. Так что получается какой-то замкнутый круг и если кто действительно тупой, так это не народ, а эти самодовольные, ожиревшие и ничего не видящие и не понимающие «босы нашей популярной музыки».

Третей причиной можно назвать абсолютную темноту населения России в вопросах музыки. В годы застоя нас окучивали советской эстрадой, в общем-то, качественной и светлой, но несколько однообразной. А теперь мы бедные, уставшие и с похмелья, у нас сосед уголовник, мы не хотим там особо думать. А душа-то она все равно требует чего-то такого, вот и тянемся к приемникам и слушаем, что дают. А дают не бог весть что.

Как сказал один товарищ про них: «Этих людей колбасит, они не могут не петь, они с богом разговаривают напрямую». И не смотря на поддельные отечественные хит-парады, на непонимание, запреты и не любовь сильных мира сего, такие люди конечно пробьются. В это хочется верить.

Но все же кое - что меняется. «Мумий Тролль» и «Смысловые галлюцинации», Земфира - это уже гораздо лучше, чем то, что было в средине девяностых. В России появился Миша Козырев и «Наше Радио», где, вы не поверите, большая часть музыки действительно интересная. Этот человек исходит, в отличие от вышеуказанных босов не из того, что надо «крутить» то, что «пипл хавает» сегодня, а из того, что будет популярным завтра. Хотя он тоже вынужден действовать в рамках определенного формата, т.е. включать самую легкую для понимания часть нашей русской музыки. А еще в стране появляются небольшие, независимые частные радиостанции ориентированные на слушателя с хорошим вкусом. Появляютсяь честные региональные рок-фестивали. Например, «Трампline» (Чебоксары), «Подъем» (Киров). А сколько различных музыкальных коллективов по регионам. Очень талантливых! Вы представляете, насколько нужно понимать, что то, что ты делаешь не случайно, что бы не останавливаться и творить дальше, когда все против тебя.

Далее: