По оценкам iKS-Consulting, в 2005 г. объем продаж контента для мобильных телефонов (картинок, рингтонов, игр и т. п.) составил $300,4 млн, а в первом полугодии 2006 г. — около $230 млн. Средняя стоимость одной мелодии составляет от $1 (за монофоническую мелодию) до $3 (mp3-полифония).

Российские производители мобильного контента оказались в сложной ситуации. За последние полгода объем их отчислений на оплату авторских и смежных прав вырос в полтора-два раза, а доходы от продажи контента скоро могут сократиться на 25%. Если владельцы прав на музыку еще повысят цены, то небольшие участники рынка мобильного контента будут вынуждены уйти из бизнеса.

Сами участники рынка говорят, что с повышением размера отчислений рентабельность их бизнеса может снизиться на 1,5%.

Как рассказали “Ведомостям” представители нескольких компаний — поставщиков мобильного контента, в последние полгода их отчисления на оплату авторских и смежных прав заметно выросли. Виной тому растущая популярность так называемых реалтонов — фрагментов студийных записей. Прежде, продавая рингтоны (примерное звуковое воспроизведение мелодий), контент-провайдеры должны были выплачивать только вознаграждение авторам произведений, теперь же им приходится платить и за смежные права, принадлежащие исполнителям и производителям фонограмм. Отчисления по зарубежным авторским правам составляют в среднем 10-15% доходов от продажи одной мелодии, а по смежным — еще 25-40%. По оценкам провайдеров, на долю музыкальных композиций приходится 45% всего их оборота, а на реалтоны — 70% от продаж музыки. Повышение ставки отчислений может сделать продажу контента малорентабельной, считает директор по маркетингу компании “Инкор” Дмитрий Лучкин.

В результате роста отчислений, по словам руководителя пресс-службы SMS Media Solutions Андрея Поддерегина, российских песен стало продаваться больше, а остальное приходится на рингтоны. Гендиректор компании “Мобикон” (торговая марка “Инфон”) Кирилл Шрамко подтверждает, что в условиях увеличения размеров выплат с прежних 10-15% до 25-40% компания будет вынуждена отказаться от продвижения реалтонов, созданных на основе зарубежных композиций. Размер потерь компании он назвать затруднился.

“Если в 2-2,5 раза увеличить роялти, это неизбежно повлечет за собой серьезное повышение цен на контент”, — считает исполнительный директор компании i-Free Сергей Шульга. По его словам, затраты контент-провайдеров вырастут в этом случае минимум на 10-15%, а недополученная прибыль составит “сотни тысяч долларов в год”. Директор по маркетингу другого контент-провайдера на условиях анонимности сообщил “Ведомостям”, что из-за изменения цен на права доходы его компании могут сократиться на 25%.

Ставки российских правообладателей существенно ниже: крупные компании взимают с контент-провайдеров максимум несколько тысяч долларов в квартал. По словам заместителя гендиректора “Первого музыкального издательства” Дмитрия Майко, общий уровень отчислений от продажи реалтонов для его компании не превышает 25-30% от стоимости композиции.

По словам руководителя отдела маркетинга Sony BMG Russia Артема Арефьева, во всем мире правообладатель получает не меньше 40% доходов от продажи одной композиции. Правда, в России у Sony BMG Russia более гибкие тарифы и размер отчислений никогда не достигает 40%, заверяет он. Назвать действующие ставки Арефьев отказался.

КАК В ЕВРОПЕ.

Ситуация приведет к тому, что начнется консолидация среди мелких и средних контент-провайдеров, считает Лучкин из “Инкора”. А Арефьев из Sony BMG Russia советует контент-провайдерам добиваться, чтобы сотовые операторы делились с ними большей, чем сейчас, частью доходов от продажи контента. Глава представительства Международной федерации производителей фонограмм (IFPI) Игорь Пожитков отмечает, что в России 50% стоимости контента достается сотовым операторам, на Западе же операторы получают лишь 10-15%. МТС, как рассказал на днях президент этой компании Леонид Меламед, отдает провайдерам 55-70% выручки от продажи небрендированного контента (который продается не от имени МТС). А по словам руководителя направления по работе со СМИ “Вымпелкома” Юлии Остроуховой, повышенные отчисления получают лишь отдельные провайдеры — партнеры оператора по неголосовым услугам.

Далее: