Хит-парад - обязательный элемент диалога со слушателем на любом развлекательном музыкальном радио. Хит-парад, он же топ-чарт – периодически появляющийся в эфире набор самых популярных композиций, расположенных в порядке возрастания популярности. Одни попадают в чарт на считанные дни, другие, вроде шлягера «Мое сердце остановилось» группы «Сплин» или «Белль» из мюзикла «Нотр Дам де Пари» в исполнении группы «Smash», маршируют хит-парадным шагом в течение целых сезонов - и еще долго потом раздаются из каждого второго мобильника. Есть и бессмертные хиты, вроде «We are the champions» «Queen», которые десятилетиями вновь и вновь обнаруживаются в чартах.

Сравним для примера «Наше радио», многострадальную «Ультру» и «Попсу». Формат первой станции – русский рок. Можно долго спорить о тех или иных исполнителях, попавших в ротацию «Нашего радио», рок это или не вполне, но язык исполнения при этом остается русским. Не без труда припоминаю пару исполнителей («Океан Эльзи» и «Zdob si zdub»), чьи композиции - на украинском и молдавском языках соответственно - звучали на «Нашем радио». Они «наши» не по формальному языковому признаку, но по духу и по старой памяти. Формат радио «Ultra», напротив, не предполагает русскоязычных исполнителей. Оно отчетливо ориентировано на снобов, не признающих русского рока вообще. Эфир их не замутнен русскоязычными исполнителями, зато изобилует европейскими рокерами, панк-рокерами и представителями более новых музыкальных течений, таких как нью-метал. С радио «Попса» все еще проще: его название совершенно однозначно определяет формат тамошних хитов, а соответственно и их парада.

Разумеется, определяющую роль в формировании хит-парада играет формат радиостанции. По «десяткам», «двадцаткам» или «дюжине» лучших легко прочитать концепцию станции, ее представление о нынешней музыкальной моде. Хотя нередко в хит-парады попадают и группы, которые просто хотят раскрутить и таким образом чарт - это еще и учредитель моды, а не только отражение уже сложившегося рейтинга.

Ну, с чартами «Попсы» или, скажем, «Love-радио» все более или менее понятно. Куда интереснее разбираться с менее однозначными хит-парадами. Тут в силу вступают иные обстоятельства, влияющие на вид, а главное, состав топов.

Уже само использование в качестве названия ругательного слова «попса», демонстрирует подчеркнутую ориентацию на самый массовый и непритязательный вкус.

С этой точки зрения, особенно симпатично выглядит «Чартова дюжина» - тринадцатиместный хит-парад «Нашего радио», где группы, вроде бы не нуждающиеся в представлении, презентуются так, что это каждый раз кажется естественным и ненавязчивым. Достигается это благодаря неформальной подаче информации об исполнителе и тщательной подготовке к эфиру. Ведущий не просто знает дискографию представляемой группы, имена ее участников и некоторые факты из ее истории, но и последние новости, курьезные случаи, анекдоты из жизни. Ведущие делятся со слушателем информацией и слухами о готовящихся альбомах и совместных с кем-либо проектах музыкантов. Они сообщают факты и домыслы о том, почему исполнитель отказался участвовать в каком-то мероприятии или из-за чего поссорился с продюсером.

Конечный продукт зависит во многом именно от авторской манеры подачи информации. Ведь в последнее время хит-парад все больше походит на обычную передачу о музыке и культуре, перемежающуюся шуточками, понятными до конца лишь постоянным слушателям, обращениями к прошлым передачам и тому подобным, а не на подборку популярных песен. Сама песня проигрывается в эфире скорее для порядка: она и так уже у всех в зубах навязла. Тут большую роль играют не только актерские, дикторские и «шутовские» качества ведущего, но и его музыкальная эрудиция.

Такая относительно новая манера презентации - достойное украшение эфира. Сейчас это явление в той или иной степени присутствует в работе большинства ведущих. Причем каждый за счет таких хохмочек старается создать собственный узнаваемый стиль Особенно забавно для молодых людей звучат обращения работников «Ретро-FM» вроде «Назад в восьмидесятые!». Впрочем, каждой целевой аудитории по своей радиостанции и специаьльно приготовленному хит-параду - это ли не прекрасно?

Одним словом, люди действительно стараются. Впрочем, это дается им легче, чем, например, коллегам с «Ретро-FM». Дело в том, что для многих из них работа и тусовка совпадают, а регулярно общаясь с тем или иным музыкантом, волей-неволей выучишь, как его зовут.

Далее: