Несколько лет назад после жесткой конкурентной борьбы Ливерпуль завоевал право носить звание Культурной столицы Европы в 2008 году. Несмотря на наличие одного из старейших и знаменитейших в мире футбольных клубов и обилие памятников религиозной и промышленной архитектуры, у большинства населения планеты сочетание слов Ливерпуль и культура наверняка ассоциируется только со славным именем The Beatles, чей вклад в развитие мировой музыки невозможно переоценить.




Контрабандный товар.

К сожалению, это привело к тому, что за громадой легендарной четверки незаслуженно остаются в тени другие местные музыкальные достижения и достопримечательности.

Наслушавшись последних импортных веяний, молодые ливерпульцы начали стихийно создавать многочисленные группы и перепевать песни заокеанских кумиров, а также пробовать сочинять свои. Лучше всего это получалось, естественно, у The Beatles, прорыв которых был не за горами, а также у The Searchers, The Swinging Blue Jeans и Билли Фьюри.

На протяжении долгого времени Ливерпуль служил главными морскими воротами в Новый Свет, именно сюда стекался люд со всей Европы, чтобы отправиться за океан в поисках лучшей доли. В свою очередь, находившиеся в увольнении матросы тоже полюбили Ливерпуль за веселый озорной нрав и многочисленные припортовые кабачки.

Как часто случается в больших портовых городах, общение с местными не обходилось без обмена контрабандными товарами, а в 1950-х у молодежи особым спросом пользовались пластинки с американским джазом, блюзом и рок-н-роллом, купить которые тогда в Соединенном Королевстве было невозможно.

Битлам к этому времени стало тесно в родном городе. Они перебрались в Лондон, и с их отъездом как-то сразу иссяк источник творческой энергии. Возможно, это было связано с экономическим упадком, вскоре поразившим Ливерпуль в самое сердце - местный порт оказался слишком мелководен для современных грузовых кораблей и уступил роль важнейшего перевалочного пункта ничем непримечательному Саутгемптону. А в Америку стали летать, a не ходить морями-океанами.

Так образовался первый на британских островах собственный стиль, mersey-beat, названный так по имени реки, разделявшей город на две части. Кстати, здесь стоит отметить, что левобережная половина, Биркинхэд, официально является отдельным территориальным образованием, относящимся к графству Чешир, и этот факт привел к культурному противостоянию между правобережными, истинными, ливерпульцами и жителями противоположного берега, пренебрежительно величаемыми пластмассовыми. Вышедшая в 1964 году песня Ferry Across The Mersey группы Gerry & The Pacemakers стала знаком примирения давних соперников.

Что касается музыки, то законодателем мод в Англии уже стал все тот же Манчестер, чего утешавшие себя землячеством с битлами ливерпульцы точно снести не могли.

Самым тяжелым ударом оказалось решение построить новый аэропорт в Манчестере, с которым у Ливерпуля всегда были особо неприязненные отношения. Ливерпуль 1970-80-х годов представлял собой жалкое зрелище - высокий уровень безработицы, разваленная промышленность, рассыпающиеся дома, расовые беспорядки.

В умах ошалевшего от безнадежности нового поколения началось брожение идей, и на рубеже этих невеселых десятилетий в клубе Erics, где правили бал электро-поп и новая волна, наконец начали появляться признаки возрождения. На танцполе этого далеко не роскошного заведения разношерстная публика увлеченно выплясывала под живой аккомпанемент не только заезжих звезд Blondie и The Police, но и родных королей эпатажа Frankie Goes To Hollywood и Dead Or Alive, начитанных модников OMD и Wah!Heat, нео-психоделиков Teardrop Explodes и Echo & The Bunnymen.

Начавшийся в Erics процесс ускорялся. С конца 1980-х одна за другой появлялись группы, чьи песни до сих пор крутятся в радио- и телеэфире: герои пускай одного, но могучего хита (There She Goes) The Las, сладчайшие Lightning Seeds, простоватые Cast, клоунские Space, изобретательные Boo Radleys, а также блондинки из Atomic Kitten.

Перестройка и ускорение.

Далее: