Классические «пираты» аудио/видеопродукции забили тревогу: их позициям угрожают конкуренты нового поколения – так называемые «пакетные пираты», предлагающие больше информации на одном носителе, а также интернет-пираты. Вообще же, как отмечают эксперты, для большинства московских предпринимателей единственный способ выжить в конкурентной борьбе с «пиратами» - торговать контрафактными дисками наравне с лицензионными.

В целом по Москве лишь 236 торговых объектов из 1552 (15%) специализируются исключительно на легальном продукте. В ассортименте 772 павильонов (50%), наряду с лицензионными дисками и кассетами, предлагаются и контрафактные. Как отмечают эксперты, похоже, что для большинства предпринимателей это сейчас единственный способ выжить в конкурентной борьбе с «пиратами». Исключительно «пираткой» торгуют 544 (35%) торговых объекта.

Информационно-аналитический отдел ГРАВТ (НП «Гильдия по развитию аудио-видеоторговли») провел в апреле-июне 2005 года очередной мониторинг торговых точек Москвы: было визуально обследовано 1552 торговых объекта, реализующих кино- и музыкальную продукцию, программное обеспечение и игры. Это примерно третья часть столичного сектора розничной торговли аудиовизуальной продукцией. Кроме того, эксперты ГРАВТ обследовали 516 павильонов в 15 российских городах.

Наиболее цивилизованным сегментом торговли, как показывает мониторинг, по-прежнему остается зона метрополитена: здесь почти четверть павильонов предлагают покупателям только лицензионную продукцию, и лишь 7,4% специализируются на «пиратке». Эти показатели значительно лучше, чем в целом по Москве.

Эксперты отмечают, что возле входа в метро после значительного перерыва снова появились мобильные «пиратские» лотки. Они заняли нишу, образовавшуюся после того, как по решению правительства Москвы была запрещена торговля в 25-метровой зоне. «Летучие пираты» чувствуют себя вольготно не только вблизи метро, но и на центральных столичных улицах. Так, на Тверской, на коротком отрезке между Камергерским переулком и Пушкинской площадью, в будний день представители ГРАВТ насчитали четыре лотка с богатым «пиратским» ассортиментом.

До недавнего времени лидером по продаже «пиратской» продукции считался торговый комплекс «Горбушкин двор». Как отмечают эксперты ГРАВТ, за последние месяцы на знаменитой «Горбушке» произошли значительные перемены. С начала года по результатам рейдов, проводимых по инициативе руководителей комплекса, более чем со 100 предпринимателями, торгующими «пираткой», были расторгнуты договоры на аренду, причем без права на возобновление в дальнейшем.

К примеру, в центрах и торговых рядах со смешанным ассортиментом только 12,6% продавцов предлагают исключительно лицензионную продукцию и 15,8% — «пиратскую». Абсолютное же большинство павильонов по-прежнему имеют в своем ассортименте как лицензионную продукцию, так и контрафактную. В специализированных торговых центрах 15,1% павильонов предлагают покупателям лицензионные диски и кассеты, зато почти половина павильонов торгует только контрафактным товаром.

Сложившаяся ситуация объясняется следующими факторами. Во-первых, была полностью прекращена розничная торговля в 25-метровой зоне метрополитена. По приблизительным подсчетам, было ликвидировано до 1 тыс. павильонов, торгующих дисками и кассетами: часть предпринимателей вынуждена была уйти из бизнеса.

По сравнению с показателями, полученными ГРАВТ в результате предыдущего мониторинга (октябрь 2004 — январь 2005), количество лицензионных торговых точек по Москве уменьшилось на 6%. Зато количество торговых объектов, специализирующихся исключительно на контрафактной продукции, возросло на 8%. И это несмотря на то, что в розничной продаже за последние полгода значительно больше стало относительно дешевых лицензионных DVD, которые зачастую весьма успешно конкурируют с «пиратскими».

Совершенно очевидно, что легальные производители, несмотря на принятые ими за последнее время меры экономического регулирования рынка, снова вынуждены уступить «пиратам» в конкурентной борьбе. Причем, по общему мнению, массовое «пакетное» производство фильмов и музыкальной продукции грозит лицензионному рынку полным крахом.

Во-вторых, если до последнего времени «пираты» предлагали покупателю контрафактные DVD с одним фильмом за 80–150 рублей, то теперь они предлагают за ту же цену целый «пакет» — 6–8-10 фильмов на одном диске.

Показательно, что первыми забили тревогу так называемые «классические пираты». Именно они, а не легальные предприниматели, пытаются консолидировать свои усилия в борьбе с нашествием «пакетной» продукции, и тем самым восстановить статус-кво.

Но «пакетное» нашествие — это только одна из проблем. Другая проблема — интернет-пираты: по оценкам ведущих производителей музыкальной продукции, уровень продаж лицензионных дисков за последние месяцы сократился почти на треть. Рынок не замедлил отреагировать на это: эксперты отмечают, что многие легальные предприниматели уже сейчас ищут возможность переориентировать свой бизнес, считают его в коммерческом плане малоперспективным. В столице заметно сократилось количество павильонов, торгующих аудиовизуальной продукцией.

По данным выборочного мониторинга, проведенного ГРАВТ в некоторых районах России (Челябинск, Магнитогорск, Снежинск, Озерск, Златоуст, Миасс, Туапсе, Мурманск, Петропавловск-Камчатский, Рубцовск, Киров, Иркутск, Череповец, Невинномысск, Пятигорск), процент объектов розничной торговли, специализирующихся исключительно на лицензионной продукции, в регионах в среднем ничуть не ниже, чем в Москве. Более того, есть города (например, Киров, Петропавловск-Камчатский, Череповец), где на лицензионной продукции (в том числе, и лицензионных DVD) специализируются до 20% торговых объектов. В то же время, в Рубцовске и Туапсе эта цифра в 4–5 раз ниже.

По данным ГРАВТ, в количественном выражении лицензионные DVD в Москве составляют сейчас 16% от общего объема дисков. Причем с учетом реальных цен оптовая стоимость «пиратских» DVD (в общих товарных остатках) сейчас в два раза превышает оптовую стоимость лицензионных. Соотношение лицензионных и контрафактных дисков в форматах CD и CD-R составляет примерно 40% к 60%. В целом же по результатам исследования трети столичного сектора розничной торговли аудиовизуальной продукцией на один лицензионный диск приходится 5,26 «пиратских» диска.

В-третьих, во многих российских городах перед покупателями не стоит дилемма, какую приобретать продукцию — лицензионную или «пиратскую». Там присутствует иной критерий, определяющий выбор: «дорого-дешево», а качество отступает на второй план. Как, впрочем, и понимание, где лицензия, а где — «пиратка». Это, в частности, подтверждается и недавним социологическим опросом, проведенным холдингом «РОМИР Мониторинг»: лишь «каждый пятый житель страны (19%), — констатируют социологи, — считает, что к наиболее часто подделываемым товарам относится аудио- и видеопродукция».

Во-вторых, несмотря на бытующее мнение, что формат VHS изжил себя, статистика опровергает это: почти 70% объектов розничной торговли в регионах продолжают торговать кассетами (для сравнения: дисками в формате DVD там торгует 89,5% павильонов).

Далее: