Навигация:
Главная
mp3:
Школьная музыка
Итальянские мелодии
Саксофон
Видео 80х
|
В архивах фирмы грамзаписи обнаружена музыка, приговоренная сорок лет назад к уничтожению
К концу 60-х, апогею оттепели в Советском Союзе, появилось немало коллективов, занимавшихся легкой электронной музыкой. Среди них квартет Электрон, ансамбль Рококо, несколько джазовых ансамблей... К электронщикам и инструменталистам, которые работали в стиле easy listening, босса нова и в легком джазе, тогдашнее правительство не имело ровным счетом никаких претензий. Напротив, музыкантов было даже решено использовать в деле заманивания в страну иностранных туристов. Буквально за один-два года были записаны несколько необычных пластинок. К примеру, в 1969 году всесоюзная фирма грамзаписи Мелодия подготовила специально для Интуриста первый в СССР сборник пляжной музыки От Паланги до Гурзуфа, под которую иностранцы могли бы спокойно расслабиться в советской стране, не чувствуя себя на казарменном положении.
Позабытая с советских времен всесоюзная фирма грамзаписи Мелодия при участии Гостелерадиофонда взорвала в мире звукозаписи настоящую бомбу. В процессе оцифровки архивов обнаружены музыкальные произведения, которые в Советском Союзе были приговорены к размагничиванию. В числе музыкальных диссидентов оказались Анна Герман, Майя Кристалинская, Капиталина Лазаренко, Валерий Приказчиков и другие популярные в стране артисты. Более того, оказалось, что в начале 70-х годов в СССР был похоронен целый пласт зарождающейся легкой электронной музыки, предназначенной в том числе для радиовещания на зарубежные страны.
Возможно, никто бы и не вспомнил сегодня об этой истории, если бы не начатый на Мелодии процесс оцифровки старых пленок. К процессу приступили год назад с единственной целью - сохранить уникальный архив, который с течением времени стал осыпаться. Тут-то и выяснилось, что некоторые записи, которые советское правительство приговорило к полному и безвозвратному уничтожению, преспокойно пылятся на полках. На некоторых коробках написано размагничено, хотя это вовсе не так, на других - на редкость скучные надписи, которые никто никогда в жизни не вздумал бы проверять. К примеру, тот же пляжный сборник лежал в архиве под заголовком Концерт участников всероссийского смотра сельской художественной самодеятельности. Третья пластинка.
Такой же музыкой предполагалось пополнить фонотеку редакции иновещания Всесоюзного радио. Однако 20 мая 1969 года вышло постановление Совета Министров РСФСР под номером 319, предписывающее распустить часть эстрадных коллективов и размагнитить некоторые прозападные записи на Мелодии.
Тот же Электрон в том же 65-м решил записать инструментальную партию песни Эдиты Пьехи Снежана. А зачем нам инструменталка? - вопрошали чиновники от культуры и, не дождавшись ответа, запретили издавать композицию. А сладкоголосого салонного маэстро Валерия Ободзинского сгубила фраза, сказанная тогдашним министром культуры: Я думаю, Ободзинский - не советский певец. После этого на него был наложен тотальный запрет. В Мелодии в 69-м запретили даже подразделение технического дизайна, оформлявшее пластинки.
Послушав пленки сорокалетней давности, сотрудники Мелодии не поверили, что это сельская самодеятельность, и с помощью старожилов выяснили, что это компиляция, в которую вошли уникальные записи Анны Герман, Валерия Приказчикова, Юрия Мухина, квартета Электрон и других. Обнаружились и другие, не менее завораживающие истории. Майя Кристалинская в 1965 году записала вместе с Электроном шлягер Две копейки за счастье. Власти посмотрели на это произведение косо, почуяв в названии антисоветчину, песню запретили, и она разошлась в народе лишь благодаря сарафанному радио.
Нынешний главный редактор фирмы Андрей Трошин полагает, что советский easy listening сохраняли вовсе не из антисоветских настроений. Скорее, это позиция оскорбленных профессионалов, - говорит НИ г-н Трошин. - Люди ведь долго отбирали музыку, она проходила худсоветы, компилировалась, а потом вдруг спускается распоряжение - уничтожить. Подчиниться означало бы расписаться в собственной профнепригодности. Не подчиниться нельзя. Вот и прятали пластинки в коробки с совершенно безобидными названиями.
Почуяв закручивание гаек, артисты стали издавать свою музыку мини-альбомами, куда входили по три-четыре композиции. Но успели не все. Эпоха запретов привела к тому, что в конце 60-х - начале 70-х годов резко упал художественный уровень издаваемой музыки. Идеология стала превалировать над творчеством.
Не только профессиональная гордость сотрудников Мелодии помогла сохранить уникальные записи. Часто причиной была тотальная бюрократия, элементарный недосмотр... Да и система уничтожения была насквозь дырявая. Дело в том, что записи делались не только на Мелодии, но и в Гостелерадиофонде. И если так называемая мастер-лента хранилась на фирме грамзаписи, в фонд обязательно отправляли копию, и наоборот. Директива о размагничивании выполнялась лишь в отношении оригинала, копия же оставалась пылиться в архивах.
Музыка без слов вряд ли могла напрямую помешать строить коммунизм. Однако расслабленное настроение, создаваемое легкой электроникой, было слишком соблазнительным противовесом бесконечно звучащим из приемников Нам песня строить и жить помогает и не соответствовало образу жизни советского человека. Такой позиции было достаточно, чтобы на десятилетия закрыть доступ на радио и пустить под нож целое музыкальное направление.
Далее:
|
Меню:
Истории из 80х
Музыкальный анализ
Анонсирование
Выборка энциклопедии
Тем временем за рубежом
Золотые фильмы
Энциклопедия кино
Зарубежное кино
Новенькое
Бесплатно ли?
Интервью
Психология
Корзина
Интересные люди
Легендарные группы
Рецензии
Скандалы
|