Автор статьи : Алексей Жуков , музыкант группы `Zalex` (http://zalex.ru/)(специально для сайта Open Music)




Изложить свои мысли письменно меня побудили разговоры с моими коллегами-музыкантами, а также регулярное чтение объявлений в Интернете, оставленных молодыми и малоизвестными группами, типа Ищу продюсера/спонсора! или же Мы круче всех! Посетите наш концерт!. Наши музыканты страдают от отсутствия информации, которая на западе известна многим! Наши западные коллеги-музыканты имеют вполне четкое представление о том, что такое шоу-бизнес и как именно должна действовать группа, чтобы получить контракт.

Играть ту музыку, которая тебе нравится, получать за это большие деньги, быть знаменитым и любимым тысячами поклонников, ездить с гастролями по всему миру... Практически все музыканты мечтали (или продолжают мечтать) об этом. И в самом деле, что может быть лучше? Собрав группу, написав несколько (конечно же гениальных, по мнению самих музыкантов) песен, начинает казаться, что звездный час близок. Но с чего начать? Как заинтересовать звукозаписывающую компанию? Да и получив долгожданный контракт будет ли все именно так как хочется? В этой статье я попытаюсь ответить на эти вопросы... но если даже не ответить, то хотя бы дать информацию о том, какими средствами пользуются группы во всем мире, чтобы добиться того, что называется успехом, и что ждет музыкантов в конце этого пути.

Естественно, на первом месте стоит музыка. То есть я хочу сказать, что если у вас нет хорошей музыки, способной быть в известной степени популярной, то никакие приемы и ухищрения вам не помогут заполучить контракт. Наличие хороших песен - это первое главное условие. Вторым главным условием является умение хорошо играть. Даже самая гениальная композиция будет испорчена плохим исполнением, а вот посредственная песня в хорошем исполнении может звучать просто великолепно! Поэтому частые репетиции и регулярные домашние занятия каждого из участников группы способны сделать свое дело. Секрет `совковости` многих наших рок-групп заключается в ритм-секции, а точнее почти в полном отсутствии таковой! Роковая ритм-секция должна душу из людей выколачивать, а не размазывать сопли!

Я тоже музыкант и играю в группе. И как большинство музыкантов я мечтал о контракте. Поэтому несколько лет назад я начал по крупицам собирать необходимую информацию. Я читал все статьи в Интернете, имеющие хоть какое-нибудь отношение к внутренним механизмам шоу-бизнеса, которые мне удалось найти, познакомился с западными музыкантами, даже удалось пообщаться с работниками небольших звукозаписывающих компаний. И то, что я в конце концов узнал, заставило меня очень крепко задуматься. Все оказалось намного сложнее, чем я предполагал...

Допустим с музыкой все просто отлично, музыканты - виртуозы, группа - монолит, что же дальше? Как заинтересовать фирму? Самая распространенная ошибка музыкантов - сидеть и ждать когда вами сами заинтересуются! Звукозаписывающая компания уже существует и зарабатывает деньги и без вас, так что свои отношения с фирмой можете рассматривать как отношения между нищим и богачом. Это нищему (группе) нужен богач (фирма), а не наоборот! Но если вдруг богачу понадобится пара нищих, то у него всегда есть из кого выбирать! Так что современный шоу-бизнес - это гора, а горы, как известно, не ходят... Кроме того, демонстрируя свою активность, группа тем самым показывает фирме серьезность своих намерений, то есть бизнес-подход к музыке.

Люди из отделов Artists and Records (A&R), занимающиеся отбором артистов для звукозаписывающей компании, прекрасно разбираются в музыке, и можете быть уверенными, что они дольше одной минуты вас слушать точно не станут, если ваше исполнение оставляет желать лучшего. Просто задайте себе простой вопрос: Почему фирма должна заинтересоваться именно нами, когда кругом много групп, играющих лучше нас?. Никакая фирма не будет учить вас играть! Зачем тратить на это деньги и время? Звукозаписывающей компании всегда есть из кого выбирать!

И даже не секрет, что некоторые компании при подписании контракта требуют от группы e-mail адреса своих поклонников... Кстати, один из вопросов, которые услышит группа - это вопрос о том, сколько дисков группа продает самостоятельно. Здесь кроется еще один маленький секрет - бизнес вы должны начать сами! Мелкая звукозаписывающая компания способна поднять уровень ваших продаж от сотен до нескольких тысяч, средняя от нескольких тысяч до десятков тысяч, а крупная от нескольких десятков до (вставьте цифру сами)! На сегодняшний день как правило ни одна фирма не будет поднимать ваш уровень продаж с нуля! Потому что это и есть самое сложное и рискованное - первые несколько сотен поклонников, готовых купить ваши диски!

Шоу-бизнес - это в первую очередь бизнес, который производит товар (музыку), а потом продает его потребителям (поклонникам). Поэтому звукозаписывающая компания смотрит на группу именно с позиции бизнеса: Сколько денег можно заработать?. Если кто-то из мира шоу-бизнеса говорит, что его компания заботится в первую очередь о качественной музыке, не верьте! Любой бизнес - это про деньги, а не про музыку / технологии / или что-то там еще! Между звукозаписывающими компаниями идет жесткая борьба за потребителя. А кто такой потребитель? Правильно - поклонник группы. Значит, чем больше у группы поклонников, тем группа имеет большее значение для фирмы. Подписывая контракт с какой-нибудь группой, звукозаписывающая компания автоматически приобретает ее поклонников в качестве потребителей своей продукции. Ведь это же расширение рынка! Да еще поклонникам этой группы как правило можно дополнительно продать несколько других наименований товаров фирмы!

В общем, после того как группа определилась что играть и как играть, перед ней встает следующий вопрос: Как заиметь достаточное количество поклонников, чтобы потом их сдать фирме?, или же более краткий вариант: Как стать известными?

Имея пару сотен поклонников уже можно вычислить целевую аудиторию или же убедиться, что продукт востребован, а этого уже достаточно чтобы точно просчитать бизнес-план с минимальным финансовым риском. Еще не забыли, что это все про деньги, а не про музыку? Кстати, очень распространенная практика, когда более крупные фирмы просто перекупают артистов у более мелких... И уж совсем не потому, что музыка артиста нравится! Артист - это всего лишь производитель товара, связующее звено между фирмой и карманом потребителя! Борьба идет именно за потребителей!

http://bandreg.com/
http://bandname.com/

Перед тем как становиться известными неплохо бы закрепить за собой название группы. Представьте себе, что в один прекрасный день вы просыпаетесь и узнаете, что ваш альбом занимает первую строчку в наикрутейшем хит-параде! Круто! Но уже к обеду вы можете получить судебный иск по поводу неправомочного использования названия. В этом случае придется делиться деньгами или же менять название, а последнее - это уже катастрофа! Кстати, приставка `the` в названиях многих английских групп появилась именно по причине того, что в Америке, в каком-нибудь селе, уже была группа с аналогичным названием. Звукозаписывающие компании хорошо знакомы с этими проблемами, поэтому они ни за что не возьмут группу со спорным названием. Я знаю два основных международных ресурса в Интернете, где можно проверить уникальность названия группы:

Кстати, даже эти сайты не сводят риск к нулю, но регистрация названия группы будет только плюсом при разговоре с фирмой.

Раскрутка, реклама, пиар... все слышали эти слова, но далеко не все представляют как это правильно делать! И начинается: `Мы круче всех! Давай иди на наш концерт!`. Когда-то давно (на заре Интернета, наверное) такая схема может быть и работала, а сейчас нет. Зачем мне, как любителю музыки, идти на концерт абсолютно не известной мне группы? Я может и схожу, но только если мне кто-нибудь, из уважаемых мной людей, порекомендует это сделать... а уважаемым человеком вполне может быть и журналист, не так ли? Бытует мнение, что журналисты пишут только заказные статьи и поэтому без денег можно и не пытаться. На самом деле это далеко от действительности! Подумайте сами, журналистам ведь тоже надо о чем-то писать, правда? Так почему бы не о вашей группе, если это интересно? Значит надо создать вокруг группы благоприятное информационное поле, чтобы журналистам было о чем писать! Во первых, обязательно сделайте сайт своей группы. Сделайте его интересным и приятным для глаз.

Также на этих сайтах можно бесплатно зарегистрировать свое название. Кроме того, BandName.com ежегодно выпускает печатный каталог с зарегистрированными названиями, но надо заплатить четыре доллара, чтобы ваша группа попала в этот каталог. Польза от использования этих сайтов с русскоязычными названиями мне кажется сомнительной, да и говорим мы вообще-то про `глобальный` шоу-бизнес, так что советую на этих сайтах регистрировать только английский вариант своего названия.

Еще одним важным моментом является создание качественной записи. Совсем не обязательно пытаться сразу записать альбом. Достаточно записать три-четыре самые лучшие песни и использовать мх в качестве демо-записи группы. Именно она будет важным определяющим фактором того, заинтересуется вами фирма или нет. Бытует ошибочное мнение, что демо-запись не обязательно должна быть хорошего качества. Просто поставьте себя на место сотрудника A&R отдела, который прослушивает присланные демо-записи. Вряд ли он будет напрягаться, пытаясь представить себе как `это` может звучать в нормальном звуке, когда у него на очереди еще десятки не прослушанных демо-записей. Скорее всего демо-запись плохого качества просто полетит в корзину, так и не будучи прослушенной полностью. Кроме того, что демо-запись является одним из главных инструментов общения с фирмой, она сама по себе способна привлечь новых поклонников группы, будучи размещенной в Интернете.

Раскручивайте свой сайт! Говорите на концертах его адрес, обязательно печатайте его на флаерах и афишах, оставляя сообщение в форуме не забывайте указать адрес своего сайта. Во-вторых, сделайте пресс-релиз группы, где в сжатом виде (примерно на одной печатной странице) изложите информацию о группе, чтобы прочитав его, человек имел ясное представление о том что это за группа, что она играет и кто в ней играет. И наконец, если готовится какое-то событие, то составьте пресс-релиз этого события и рассылайте его, вместе с пресс-релизом группы, в редакции музыкальной прессы, занимающейся новостями (как online, так и offline)... Кто-нибудь, да обязательно опубликует вашу новость и даже может быть отправит своего сотрудника на ваше мероприятие для того, чтобы потом опубликовать `отчет`! Просто засорять форумы не стоит - это играет не в вашу пользу, а КПД одной публикации будет гораздо выше, чем КПД всех ваших сообщений в форумах вместе взятых!

Тур в поддержку альбома является одним из основных механизмов повышения продаж, поэтому фирма вряд ли будет рисковать, связываясь с группой, которая не имеет достаточного концертного опыта. Кстати, большинство успешных студийных проектов продаются только благодаря громким именам своих участников. В общем, начинать карьеру в шоу-бизнесе со студийного проекта - занятие малоперспективное.

Наличие живых выступлений имеет для группы такое же важное значение, как и наличие демо-записи. Как правило, если демо-запись понравилась сотруднику фирмы, то его следующей задачей является посещение концерта группы, где он попытается оценить ее сыгранность, умение держаться на сцене, а также количество публики пришедшей на концерт и ее реакцию на выступление группы. Как правило, если живое выступление понравится сотруднику звукозаписывающей компании, то он свяжется с группой, чтобы сделать деловое предложение. Иногда случается и так, что группу замечают именно на концерте, то есть без предварительного прослушивания демо-записи. Но и в этом случае фирма все равно попросит группу предоставить демо-запись, так что наличие качественного демо - обязательное условие для получения контракта. Конечно существуют студийные проекты, музыканты которых не дают концертов. В этом случае шансы получить контракт близки к нулю.

Во-первых, надо выбрать на какие именно фирмы высылать свою демо-запись. Практически все крупные звукозаписывающие компании (так называемые мажоры) не принимают демо-записи. Это связано с тем, что они оперируют десятками тысяч поклонников, а завоевать такое количество поклонников без поддержки фирмы - задача очень сложная. Поэтому мажоры просто выкупают артистов у более мелких фирм. На сайте одного из мажоров я как-то нашел страничку, посвященную демо-записям.

И вот группа регулярно дает концерты, есть качественная демо-запись, несколько сотен поклонников, публикации в прессе, что же дальше? А дальше, как считают многие, надо просто начать рассылку демо-записи по звукозаписывающим компаниям. Все именно так, но и тут есть несколько тонкостей.

Дело в том, что у звукозаписывающей, как и у любой другой фирмы, есть свой бюджет, и если у нее в этом году просто нет денег, чтобы заняться еще одним проектом, то высылать туда демо-запись не имеет никакого смысла! Кроме того, высылать демо-запись надо только обычной почтой. В ответ на присланные вами по электронной почте MP3 файлы, без предварительного на то согласия, вы можете ожидать только грубость!

Текст на ней гласил примерно следующее: «Демо-записи мы не принимаем, поэтому зря не утруждайте себя! Вы можете смело подписывать контракт с менее крупной фирмой, и если вы действительно представляете из себя что-то стоящее, то мы обязательно вас найдем и выкупим!». Значит посылки надо слать в более мелкие компании. Не секрет, что многие фирмы специализируются на определенных музыкальных направлениях, поэтому прежде чем высылать демо-запись необходимо узнать как можно больше о фирме, чтобы, например, демо-запись металлического коллектива не ушла на фирму, занимающуюся исключительно христианским роком. Толку от такой посылки все равно не будет! Как правило у любой звукозаписывающей компании есть свой сайт, на котором есть страничка, посвященая демо-записям, откуда можно узнать нужный почтовый адрес, а также и то, стоит ли вообще высылать свою демо-запись или нет.

Вы просто на секундочку представьте себе, что от человека на фирме, перед которым на столе навалена куча посылок, зависит ваша дальнейшая судьба! Поставить ваш диск в проигрыватель или сразу бросить в мусорную корзину, об этом как правило будет знать только он! А тут уже важна любая мелочь. И вообще, заметит ли вас фирма, после того как получит от вас посылку, или нет - это лотерея!

Вторая тонкость заключается в том, что просто одну демо-запись высылать не стоит! Высылать надо, так называемый, промо-пакет, в который входят: демо-запись, пресс-релиз и фото группы. Также большим плюсом будет включение в промо-пакет текстов песен, которые входят в демо-запись, цитат из публикаций в прессе и короткого сопроводительного письма, где кратко описаны причины, по которым вы решили выслать демо-запись именно на эту фирму, и из которого следует, что у вас вполне серьезные намерения сделать карьеру в шоу-бизнесе! Каждый лист бумаги, включенный в промо-пакет, должен содержать вашу контактную информацию: телефон, e-mail, адрес веб-сайта. Согласитесь, что будет очень обидно, если ваша запись понравится, а тот единственный листок, на котором была ваша контактная информация, будет утерян. Ваш промо-пакет должен создавать впечатление того, что его делали профессионалы: все должно быть аккуратно и со вкусом оформлено!

Диск вынимается и складывается в стопку прослушанных и фирме не интересных! А на следующий дождливый день, когда в офисе находится всего два сотрудника, так как все остальные в срочных разъездах, в связи с внезапно нахлынувшими проблемами, один из сотрудников идет на кухню выпить чашечку кофе и ставит диск... Ах, если бы ему попался тот самый диск, который вчера был отбракован, результат прослушивания мог бы быть совсем другим!

Например, одна британская компания (достаточно известная, но не настолько крупная, чтобы содержать отдельного сотрудника для прослушивания демо-записей) не имеет для этого четкой процедуры. Диски могут быть прослушены, например, во время обеда. Представьте себе такую картину: летний солнечный день, все восемь сотрудников, которые находятся в офисе, собираются на кухне, чтобы съесть заказанную пиццу... Дела идут хорошо, у всех хорошее настроение все весело обсуждают последние новости, и тут ставится диск из стопки не прослушанных демо-записей... Начинает играть медленная и мрачная музыка, на которую по началу мало кто обращает внимание... И вот спустя пару минут кто-то не выдерживает и произносит: Выключите эту тягомотину, поставьте что-нибудь повеселее!...

Если группа все-таки фирме приглянулась, то дальше начинается обсуждение контракта. На этом этапе может быть (не обязательно, но говорят такое все же случается) один очень скользкий момент: договор о намерениях. В этом договоре указывается, что конкретная группа и конкретная фирма намерены заключить контракт. Иногда этот договор составляется таким образом, что, подписав его, группа юридически лишает себя права подписать контракт с другой фирмой! То есть, если группу не устраивают какие-то пункты контракта, то фирме остается только ждать, так как группа, не имя права подписать контракт с кем-либо другим, будет вынуждена либо согласиться, либо прекратить свое существование! В общем, у шоу-бизнеса свои приемы, которые проверены годами, и заключить действительно выгодный для группы контракт практически нереально. У фирмы есть деньги, адвокаты (которые в любой ситуации защищают интересы фирмы, а не группы!), а у группы...

Из всего этого следует, что свой хорошо оформленный промо-пакет надо рассылать сразу в несколько фирм! Таким образом шанс, что вас где-нибудь все-таки послушают, увеличивается. Помните: им всегда есть их кого выбирать!

Следует заметить, что скорее всего фирма останется в выигрыше в любом случае. Механизм достаточно простой: фирма просто дает группе деньги в долг! Да, именно так! То есть группа начнет получать проценты с продажи своих альбомов только после того, как вернет фирме вложенные в нее деньги. Как правило действует следующая схема: после подписания контракта группа получает аванс, из которого группа оплачивает запись альбома и т.д., а после выхода альбома группа начнет получать свои проценты только после того, как сумма, причитающаяся группе, не покроет аванс!

Радует то, что чем меньше звукозаписывающая компания, тем проще выглядит контракт. У маленькой фирмы весь контракт может уместиться на одном листе, тогда как у мажоров контракт может быть в пару сотен страниц! Сложно ответить коротко на вопрос что же самое важное в контракте, на что группе надо обращать особое внимание. Самый короткий ответ: на все, так как подписав контракт вы ограничиваете свою свободу.

Вот и получается что даже реклама продукции фирмы обходится для нее в два раза дешевле, тогда как для группы это означает очередной сдвиг сроков, после которых она сможет начать получать деньги.

Также достаточно типичной ситуацией является и то, что в первый год, вкалывая до седьмого пота, группа фактически ничего не зарабатывает с продажи своих альбомов, тогда как фирма возвращает себе обратно аванс, да еще и получает прибыль в размере примерно пары таких авансов! На следующий год, если группа так ничего толком и не заработала, прикол с авансом повторяется, и если группа достаточно не просчитала коммерческую жилку в своей музыке, то можно опять остаться ни с чем. Отчасти в этом кроется разгадка на вопрос почему некоторые группы `попсеют`... Если группе в один прекрасный момент удастся профинансировать свою запись и связанные с ней расходы самостоятельно, то ее финансовые дела имеют шанс улучшиться. Кстати, как правило создание рекламных материалов (видеоклипов и т.д.) оплачивается следующим образом: половину оплачивает группа, а другую половину оплачивает фирма.

В общем, шоу-бизнес контролирует все этапы создания музыкального продукта: от написания песни и записи ее в студии, до попадания диска в руки потребителя, тогда как группа для фирмы - это всего лишь инструмент для выворачивания карманов собственных поклонников.

Также, как правило, фирма может вмешаться в творческий процесс группы, а это означает что в любой момент кто-то может сказать, что эту песню играем, эту не играем, а здесь сделаем вообще другую аранжировку, а группе по контракту остается только принять это к исполнению! Если группе все-таки удается на этапе подписания контракта отстоять творческую независимость, то для нее это будет очень крупной победой! В общем, после того как группа подписала долгожданный контракт, ее жизнь напоминает жизнь токаря на заводе: он производит продукт, а над ним возвышается целая пирамида начальников, которые управляют производственным процессом и продажами продукции. Это только в рекламных роликах (концерты, видеоклипы, всевозможные интервью и т.д.) группа является `самой главной`, а на самом деле группа - это только винтик в большом производственном механизме. Кстати, группу могут запросто уволить, если что.

В общем, есть над чем подумать, все-таки жизнь профессионального музыканта - тоже не сахар, но иногда закроешь глаза и поехало: Играть ту музыку, которая тебе нравится, получать за это большие деньги, быть знаменитым и любимым тысячами поклонников, ездить с гастролями по всему миру....

Группа, стремящаяся связать свою жизнь с шоу-бизнесом, должна быть просто готова к такому положению вещей. Труд музыканта - это точно такой же труд, как и любой другой, со своими плюсами и со своими минусами. Знаете, если бы жизнь токаря рекламировалась так же, как и жизнь музыканта (Вот он, наш герой! Наш завод всем обязан только ему!, не говоря уже о всяких хит-парадах токарей, интервью, клипов, типа, Это круто! Это токарь за работой!), то желающих связать свою жизнь с токарным станком было бы не меньше, чем сегодня желающих стать профессиональным музыкантом! Только благодаря этой вывернутой рекламе хорошей жизни внутри шоу-бизнеса возможна ситуация, когда звукозаписывающая компания зарабатывает деньги, а музыкант нет. А все потому, что слишком много желающих оказаться внутри этой огромадной машины, ведь шоу-бизнесу всегда есть из кого выбирать!

Далее: