Для своего прощания с кинорежиссурой Люк Бессон избрал довольно легкомысленный и сентиментальный жанр — полнометражный мультипликационный фильм. Впрочем, Артур и минипуты не является мультфильмом в чистом виде. Тут наличествуют эпизоды и с живыми актерами, и в каждой части — и в анимационной, и в живой — есть свои звезды. Так, бабушку главного героя, десятилетнего Артура (Фрэдди Хаймор), играет Миа Ферроу. Свои лучшие картины Вуди Аллен снял именно с этой одной из самых очаровательных актрис Голливуда. Правда, тут никуда не деться от сомнений в правдоподобности образа — слишком уж молода и свежа Ферроу, ей скорее подошла бы роль матери, а не бабушки… Что касается мультипликации, то тут знаменитостей больше: принцессу Селению озвучила Мадонна, ее отца-короля — Роберт де Ниро, а похожую на сурка зверушку по кличке Миро — Харви Кейтель. Ажиотаж вокруг ленты не в последнюю очередь объясняется именно этим фактом.

Кадры, фотогалерея: Артур и минипуты / Arthur and the Invisibles / Arthur et les Minimoys (2006).

И именно в жанре развлечений для младших школьников эта анимационная лента является вполне качественным продуктом. Кино, как говорили когда-то, для самых маленьких. Слишком уж наивный сценарий и чересчур уж все сусально и мелодраматично. Отрицательные герои должны быть толстыми, злыми и уродливыми, хорошие — стройными и симпатичными. А мультики — всем понятными. Народ минипутов вкупе с Селенией и трансформированным Артуром выглядит как сборище слегка модифицированных кукол Барби. Такие же улыбчивые, ясноглазые и розовенькие и столь же похожие одна на другую — хоть сейчас расставляй в витрине какого-нибудь недешевого магазина. А чтоб не было скучно, иногда еще и танцуют под модную музыку — точнее, музыка эта была модной 10–20 лет назад, но кто обращает внимание на такие нюансы.

Для того чтобы спасти свой дом от посягательств вездесущих кредиторов, главный герой отправляется в подземное царство микроскопически маленьких существ, минипутов, и таким образом из мира живых актеров переносится в рисованную реальность. Ну а там все как в сказке: спрятанные сокровища, прекрасная принцесса, волшебный меч и битва с силами зла. Что касается оружия, то тут Бессон цитирует старинные британские легенды об Эскалибуре — мече, вытащить из камня который может лишь особый герой. Других реалий типа Круглого стола не наблюдается — не тот формат, да и фильм — детский.

Однако есть во всем этом еще одна печальная деталь. Из профессии фактически уходит целое поколение — именно та триада режиссеров, которую шутя называли Би-Би-Си (по первым буквам фамилий — Бессон, Бенекс, Карракс) и которую в 1980-х считали надеждой французского кинематографа. Непримиримый нонконформист Карракс ничего не снимает уже несколько лет, и, судя по провалу его последнего фильма, уже вряд ли снимет что-то стоящее. О Бенексе ничего не слышно еще дольше. А теперь Бессон, самый успешный из всех троих, оставляет режиссуру.

Заметно, что Бессон пытался сделать фильм максимально понятным именно для массового американского зрителя. Удалось ли ему это — выяснится после оглашения итоговой суммы кассовых сборов. Но авторская направленность на столь внехудожественные задачи еще никогда не шла на пользу произведениям искусства. Вот и Артур при всем профессионализме своих создателей все же кажется чем-то вторичным, не в лучшем смысле наивным и каким-то… плоским, что ли. Без особенных взлетов и провалов. Как для итогового фильма – этого мало. Но расчет полностью правильный – картина при всех ее недостатках вполне зрелищна. То есть - продолжение следует. А у Бессона в запасе еще имеются несколько историй о смекалистом и храбром Артуре. Так что, уйдя из кино, он определенным образом в нем останется.

Далее: