США-Великобритания-Испания. 2005. 145 минут.




Режиссёр Ридли Скотт (Ridley Scott)

Автор сценария Уильям Монахан (William Monahan)

Главный художник Артур Маркс (Arthur Max)

Оператор Джон Мэтисон (John Mathieson)

Композитор Хэрри Грегсон-Уильямс (Harry Gregson-Williams) при участии Стивена Бартона (Stephen Barton)

Художники Мария-Тереза Барбассо (Maria-Teresa Barbasso), Роберт Коупер (Robert Cowper), Джанни Джованьони (Gianni Giovagnoni), Джон Кинг (John King), Марко Трентини (Marco Trentini)

Вот и Ридли Скотт, который своим Гладиатором пять лет назад практически вернул моду в Голливуде на масштабные и дорогостоящие историко-эпические блокбастеры, вновь решил перейти Рубикон - правда, уже не на материале Древнего Рима, но всё равно обратившись к значительно отдалённым по времени действия

В ролях: Орландо Блум (Orlando Bloom), Ева Грин (Eva Green), Лиам Нисон (Liam Neeson), Джереми Айронс (Jeremy Irons), Мартон Чокаш (Marton Csokas), Брендан Глисон (Brendan Gleeson), Эдвард Нортон (Edward Norton), Гасан Масуд, Эрик Эбуане (Eriq Ebouaney), Дэвид Тьюлис (David Thewlis), Николай Костер-Вальдау (Nikolaj Coster-Waldau), Александр Сиддиг (Alexander Siddig), Ульрих Томсен (Ulrich Thomsen), Джон Финч (Jon Finch), Иэйн Глен (Iain Glen) .


И новая работа Скотта поневоле звучит как чрезвычайно актуальная - особенно в свете военных действий США в Афганистане и Ираке, где американцы стремились установить мир и порядок, навязывая понятия о западной демократии явно недемократическим путём, говоря по-прежнему - огнём и мечом. Поэтому финальное послесловие в фильме по поводу так и не достигнутого царства небесного представляется довольно горьким и неутешительным итогом борьбы христианской цивилизации за то, чтобы на Земле воцарился желанный рай, а Иерусалим воистину стал местом обетованным не только для последователей Иисуса, но и для всех, кто признаёт Господа в его различных ипостасях.

событиям средних веков, когда совершались крестовые походы христиан в Иерусалим. Но весьма важно, что в промежутке между Гладиатором и Царство небесным этот режиссёр успел, помимо прочего, снять одну из лучших картин в собственном творчестве - впечатляющий военно-политический боевик Падение Чёрного Ястреба , основанный на подлинных фактах армейской операции американских спецназовцев в Сомали, где не стихали ожесточённые междоусобные распри.

И речь может идти только о мирном сосуществовании при негласном соблюдении правила невмешательства в дела и помыслы друг друга. Неслучайно, что Балиан и Саладин, признавая воинское искусство своего соперника на поле брани, отказываются от продолжения бессмысленного смертоубийства - и толпы мирных граждан, как и вооружённые крестоносцы, покидают Иерусалим, отдав его на милость превосходящих сил противника. А лично Балиан, так и не найдя искупления за грехи - напротив, даже преумножив их - возвращается в родные края, словно в истинную землю обетованную, постигнув прежде всего то, что христианское всепрощение скрыто в человеческой душе.

Лента Царство небесное как раз выигрывает за счёт более точно выраженной в сценарном плане (чего ощутимо недостаёт на протяжении большей части повествования длиною почти в два с половиной часа) её последней трети. Противостояние Запада и Востока, христианства и мусульманства, конкретно - посвящённого своим незаконным отцом в рыцари, бывшего французского кузнеца Балиана, который стал предводителем крестоносцев в осаждённом Иерусалиме, и арабского султана Саладина (правильнее - Салаха ад-Дина), чьё многотысячное войско пошло на штурм Святого города, где некогда распяли Христа, заключается не столько в споре религий, а в конфликте двух совершенно разных образов жизни.

Далее: