История популярности нью-йоркской группы The Strokes не столько про музыку, сколько про пиджаки, прически и любовниц. Когда 4 июля The Strokes заиграли первую песню своего шоу – Juicebox с нового альбома First Impressions of Earth (Первые впечатления от планеты Земля), возникла совершенно неожиданная ассоциация с выступавшим двумя днями раньше в Санкт-Петербурге Билли Айдолом. В колонках – тот же утяжеленный рок-н-ролл, тот же рык фронтмена. Однако The Strokes одеваются в костюмы в тонкую полоску, вельветовые пиджаки и дизайнерские футболки, про них пишет журнал New Musical Express и в зазнобах у них ходят кинозвезда Дрю Бэрримор и экс-герлфренд Киану Ривза Аманда де Кадене. А Билли Айдола не видно на страницах светской хроники, он сегодня совсем не в струе. Результат: чуть больше полутысячи зрителей на концерте рок-звезды с тридцатилетним стажем в питерском Ледовом дворце и почти заполненная Горбушка на молодых The Strokes.

Нью-йоркская пятерка The Strokes, выпустившая за пять лет существования три альбома ориентированного на 70-е годы рок-н-ролла, сыграла в ДК им. Горбунова.

Взрывная волна докатилась до России в очень ослабленном виде. Все, что не The White Stripes и Franz Ferdinand, представляется здесь уже узкомеломанским удовольствием. Собираются свои и обмениваются условными знаками. В фойе ДК Горбунова мелькали юноши в мундирах а-ля The Libertines и узких галстуках под Алекса Капраноса. То и дело слышались девичьи реплики вроде если Джулиан на меня посмотрит, я, наверное, умру.

The Strokes, как и прочие группы ретророка от The Libertines до The Rancounters, присутствуют на российских музыкальных телеканалах и FM-частотах, но в количествах, значительно уступающих, например, артистам, исполняющим R`n`B, не говоря уже про банальный поп. Широкая публика если и идентифицирует кого-то из исполнителей нового старого рока, то это, максимум, The White Stripes и Franz Ferdinand. Остальные артисты знакомы только тем, кто предметно интересуется всей этой рок-реанимацией последних трех-четырех лет, тем, кто читает музыкальную прессу, качает треки из сети, следит за английской модой. Зарубежная рок-пресса все эти годы практически кормилась за счет The Strokes и прочих новых надежд. В этом, кстати, можно было убедиться в фойе Горбушки. Уникальный случай: там продавали не только футболки с символикой, но и старые номера New Musical Express со статьями про группу.

Однако если дифирамбы в адрес лидера The Strokes не всегда выглядят убедительными, то группа в целом вполне оправдала известный ажиотаж, возникший по поводу ее гастролей в Москве. The Strokes играли песни с First Impressions of Earth вперемежку с материалом предыдущих двух пластинок, включая хиты Is This It, Last Nite, Hard To Explain, Reptilia и песню The Modern Age с их первого сингла, спровоцировавшего настоящую войну между издателями, желавшими выпустить дебютный альбом группы. Звучание группы менялось по ходу концерта от утяжеленного, насыщенного внушительными гитарными риффами саунда, свойственного последнему альбому, к более танцевальному. По реакции публики было видно, что тех, кто пришел полюбопытствовать, из-за чего такой шум, в зале гораздо меньше, чем натуральных фанатов, знающих тексты песен и встречающих каждый новый номер как божественное откровение. Ближе к финалу прибавилось работы службе безопасности зала.

Джулиан Касабланкас, лидер The Strokes и обладатель героического рыка, оказался в высшей степени нетипичным фронтменом. Большую часть концерта прожектора совсем не освещали его анфас. С каждым следующим номером группа играла все энергичнее, но лидер предпочитал не отходить далеко от изначально занятой позиции и не отпускать микрофонную стойку. К тому же звучание вокала оказалось самой слабой стороной саунда группы. Весь облик господина Касабланкаса противоречит канонам сценического существования рок-звезды. Короче говоря, Джулиан Касабланкас – довольно серый тип, и при этом он не сходит с газетных страниц. Пресса отслеживала все этапы его непростых отношений с алкоголем, а знающая толк в этом деле Кортни Лав даже посвятила ему песню. Найти какое-либо второе дно у этого персонажа крайне сложно, просто именно такого героя английская пресса вздумала в 2001 году объявить спасителем рок-н-ролла.

The Strokes сыграли в Горбушке хороший рок-н-ролльный концерт, тем не менее не оставляла мысль, что примерно так же играют еще пара сотен или тысяч англо-американских составов, просто именно этим парням повезло – они оказались на гребне волны. Важно другое. Промоутерам удалось в буквальном смысле слова выцарапать дату для московского концерта The Strokes между их выступлениями на фестивале в датском Роскильде и на Oxegen Festival в Ирландии. Не было никакого турне по странам бывшего СССР, The Strokes даже в Питер не заехали.

Любители слэма – прыжков со сцены в зал – ни в чем себе не отказывали. Судя по всему, музыканты были удивлены такому теплому приему, и Джулиан Касабланкас даже соизволил пройтись вдоль края сцены и пожать несколько ладоней. Под конец была исполнена скандальная песня New York City Cops, которую The Strokes в последний момент выкинули из дебютного альбома: осенью 2001 года в США не очень-то приветствовалось злословие в адрес нью-йоркской полиции. Тогда вместо нее на пластинке появился трек Take It Or Leave It, им же и завершилось московское шоу.

Далее: