Радиостанция Ультра, которая специализировалась на тяжелой музыке, была переформатирована, и с 8 ноября на волнах 100,5 FM звучат популярные западные мелодии 70-х, 80-х, и 90-х годов. Фанаты прежнего формата вышли с протестом на улицы, но пока их старания ни к чему не привели.

Таким образом, отныне в столичном FM-диапазоне не осталось места для таких музыкальных коллективов как Def Leppard, NIRVANA, Linking Park, Guano Apes, Red Hot Chilly Peppers и многих других команд, которые играют альтернативную и тяжелую музыку. Фанаты прежнего формата Ультры все еще надеются вернуть то, что потеряли. Накануне вечером, они опубликовали открытое письмо генеральному продюсеру компании Ультрапродакшн Михаилу Козыреву. В послании радиослушатели требуют хотя бы объяснить, что случилось официально.

На 100.5 FM звучит новый проект - радио Best FM, сообщает Эхо Москвы. Первой в эфире новой станции прозвучала композиция Tina Turner Best. Один из слоганов Best FM: Золотая коллекция музыки. Рикки Мартин, Шакира, BACCARA и Дженнифер Лопес станут основой этой радиостанции, сделав похожим этот проект на десятки других. Новая радиостанция будет напоминать радио NOSTALGIE, правда, в несколько ином виде.

8 ноября - в первый день работы новой радиостанции поклонники старого формата устроили митинг протеста. В Москве на улице Бауманская собрались около 200 слушателей радиостанции Ультра, сообщает РИА Новости. Участники несанкционированной акции распивали алкогольные напитки и выкрикивали название станции. После этого они разошлись. По словам собеседника агентства, за происходящим наблюдали сотрудники милиции. Движение машин и трамваев на Бауманской улице перекрыто не было.

Дело в том, что о смене формата Ультры большинство фанатов узнали в воскресенье. Весь день на частоте 100 и 5 крутили песню Мэрлина Мэнсона Рок из дэд, перемежая ее с джинглами Ультра кончилась, началось радио, Герои Ультры прощаются с тобой и высказываниями музыкантов, звучавших в эфире станции. Накануне в сети Интернет появилось несколько форумов, посвященных Ультре. На них любители альтернативной музыки высказывают свои претензии руководству любимой радиостанции, в том числе и с использованием ненормативной лексики. Между тем никаких заявлений от Михаила Козырева и других руководителей Ультрапродакшн до сих пор нет.

Нынешнее фиаско позволило убедиться: трехлетней давности крен в сторону альтернативы оказался лишь очередным, быстро проходящим поветрием, да и сама Ультра из революционного по духу проекта стала частью нового музыкального истеблишмента, еще одной (и не самой яркой притом) точкой на FM-небосводе.

Три года назад, пишет Российская газета, открытие Ультры казалось прорывом: пассионарий рок-вещания Михаил Козырев уговорил инвесторов вдобавок к успешному Нашему открыть еще одну рок-радиостанцию, которая могла бы удовлетворять интересы любителей альтернативного рока, нестандартного брит-попа, а также некоторых форм панка. Все тогда было за успех этой затеи - музыкальная субкультура альтернативы пугающе быстро прирастала все новыми адептами, и социологические опросы на все голоса говорили о новом мощном веянии и новом поколении, знаменем которого могла бы стать радиостанция.

Но в случаях как с Нашим, так и с Ультрой дать слово независимому искусству, культурной оппозиции и современному андерграунду было последним, на что была направлена его эфирная политика. Скорее наоборот - все, к чему он прикасался, и все, чему он помогал взойти, превращалось из андерграунда в мейнстрим, расхождения которого с нескончаемым потоком попсы были чисто стилистическими: будем честны, ультровские любимцы Rasmus и Linkin Park имеют с Кристиной Агилерой (радио Энергия) и Аленой Апиной (Русское радио) гораздо больше общего, чем кажется.

Михаил Козырев - единственный из деятелей радиобизнеса, имеющий среди своих слушателей статус кумира, хотя на самом деле его подход не сильно отличается от методов его коллег с других радиостанций. Правда, его конкуренты калькировали существующие форматы, а он создавал собственные, умело играя на протестной аудитории, не желавшей потреблять поп-музыку и тосковавшей по рок-звуку.

Но говорить о бесчеловечности развлекательной промышленности стоит не только тогда, когда из FM-сегмента исчезает ставшая привычной точка. К великой радости отечественного радиобизнеса русский человек воспринимает и ТВ, и радио как источник откровения, идеологического наставника и старшего брата; критическое восприятие эфира у нашего слушателя традиционно занижено, а индекс доверия заведомо выше, чем у любого другого европейца.

Поп-индустрии, словно свинье, свойственно жрать своих детей, а не любить их; жестокий мир FM-вещания не оставляет своим игрокам права на маргинальные проекты: хочешь жить - умей вертеться, не можешь вертеться - добро пожаловать в отвал.

FM-радио в России уже не стесняется признаваться слушателю, что оно ему больше не друг, а барыга, от удовлетворения существующих музыкальных потребностей перешедший к их созданию. Бизнес в тех сферах, где раньше правила идеология, не уступает ей в своей тоталитарности: что Русское радио, что Наше смешивают музыкальные явления в один большой протертый винегрет, в усредненный звук, помеченный маркой радиостанции. На Нашем радио в единое, беспросветное, как серый день, месиво замешивают авант-роковый Аукцыон и безысходно вторичную группу Сансара, некогда изысканный Аквариум и современных халифов на час из Умытурман.

Сначала наши FM-станции успешно партнерствовали с производителями музыкальной жвачки, а затем и их загнали себе под пяту. Радийные боссы любят рассказывать о проводимых по их заказу детальных социологических исследованиях аудитории - мол, глядите, какие мы чуткие. Хотя в действительности они сами сочиняют нашу музыкальную реальность, а в замеры социологов заглядывают в лучшем случае для того, чтобы узнать, какой сорт поп-музыки более выгоден с точки зрения размещения рекламы.

Далее: