Тибетом лидера группы Current 93 назвал Дженезис Пи-Орридж, тот самый, что недавно пришил себе сиськи, фрик-гуру и пионер индастриала. Current 93 придумал сам Тибет - в честь Алистера Кроули. в кроулианской системе мироздания это что-то значит. Желающие могут сами посмотреть, что именно: богобоязненному корреспонденту, пуще всего опасающемуся предупреждений за разжигание и преследований госнаркоконтроля в такие дела лучше не лезть.




В девяностых годах Тибет начал увлекательную операцию вычитания: что будет, если из музыки вычесть все эти индустриально-синтетические штуки, оставить только органический звук - как есть органические, местно выращенные экологически чистые продукты? Что будет, если из получившегося акустического фолка вычесть ритм-секцию, пульсирующую клетку барабанов? Да зачем они в принципе нужны? Что если вычесть вообще любые аранжировки и оставить мечтательно бренькающую гитару и голос певца. Певца мы тоже вычтем - вместо него есть человек, похожий на советского инженера-аутиста, Дэвид Тибет, гуру темного кроулианского фолка, склонившийся в последнее время к христианскому мистицизму.

Как и многие английские группы, Current 93 - это не музыка, а скорее литература. Когда Тибет еще только начинал, Current 93 тоже были, можно сказать, пионерами индастриала. Синтезаторы, кассетные петли, рев певца, готичная авангардная музыка музыка восьмидесятых годов - а иногда и без певца вовсе, а с адски-готичным перформансом, иконоборчеством и пироманией.

Тут, пожалуй, вычтено слишком многое, может получиться авторская песня. Поэтому можно прибавить еще, допустим, блокфлейту - свистящую, неточно интонирующую и всегда немного фальшивую, пробуждающую воспоминания о школьных уроках музыкального образования, о сидящих на лавочках Чистопрудного бульвара готах и о тех несчастных, что играют средневековую музыку по четвергам в Нескучном саду.

Человек этот на идеальном английском языке читает нараспев или поет - без мелодий, интонаций и прочих глупостей.

Нынешний Current 93 с 98 года включает госпожу Элиот, ее рояль и голос - у нее-то он, кстати, есть. В общем, эта история, несмотря на кажущуюся легкость, при помощи простых арифметических действий не рассчитывается, как и любой культ. Главное не сделать ложных выводов. Школьники по всему миру пытаются рубиться с плохо настроенными пианино, дуют в пластмассовые дудки, терзают струны и декламируют глубокомысленные стихи, как классические, так и собственного сочинения, рассчитывая на грандиозный успех и культовый статус. Некоторым - таким как Black Raven Choir, к примеру, удается делать это годами, хотя это скорее курьез, чем история успеха.

Это, впрочем, слишком простое и слишком примитивное рассуждение, которое, кроме всего прочего, покрывает лишь пятую части дискографии Current 93. А дискография эта - дай бог каждому. В тучные годы по четыре альбома, в тощие - по два, не считая сольных. С Тибетом записывались и играли все великие люди англоязычного музыкально-поэтического андерграунда: Ник Кейв (который тоже, кстати, экспериментирует и с лаконичностью аранжировок, и с бедноватыми вокальными данными, и с большой поэзией), а также и те, кого в бедности вокала не упрекнешь: Бьорк, Джон Баланс (он был членом Current 93), Роуз Макдоуэлл, и многие, многие другие - например, Current 93 записали пластинку вместе с Death in June. Среди тех, кто записывался с Тибетом, были и отличные музыканты. К примеру Майя Эллиот, написавшая и сыгравшая музыку для литературного альбома Hypnagogue - прекрасная пианистка, изобретательный композитор.

Далее: