При упоминании этого слова сознание рисует молодца с косичками, весело проводящего время за курением «травки».А между тем растаманское или растафарианское движение имеет собственную религию, самобытную культуру и почти столетнюю историю…




Новый религиозный культ основывался на избранных текстах Библии и лозунгах о превосходстве черной расы. Его приверженцы проповедовали идею о том, что эта раса самая древняя, что именно она создала мировую цивилизацию, и что все положительные герои Ветхого Завета, а также Христос с апостолами, были самыми настоящими неграми. Кое-кто из верующих даже заявлял, что они и есть израильтяне, т.е. богоизбранный народ.

Все началось в 1914 году, когда Маркус Гарвей, организатор рабочего движения на Ямайке, основал «Вселенскую ассоциацию развития и сохранения черной расы», которая, спустя всего несколько лет, стала самой влиятельной в США негритянской организацией и вскоре начала именоваться церковью.

Однако самого Гарвея вскоре постигла неудача – его организация утратила влияние, а сам он попал в тюрьму за мошенничество. Лет 30 растафарианство оставалось лишь ямайским религиозным движением, не покидая пределы острова. Растафариане того времени были в основном необразованными крестьянами, которые собирались на «разумения» (отчасти теологические дебаты, отчасти коллективные моления), в ходе которых пытались осознать «истину бога Джа» (Джа - одно из имён ветхозаветного Бога).

Но наиболее популярной среди населения Ямайки, которая все еще была британской колонией, стала идея репатриации. Согласно учению Гарвея «африканцам суждено, подобно ветхозаветным иудеям, вернуться на землю обетованную, в утерянный рай – Африку». Именно оттуда следовало ожидать «пришествия Царя-правоборца», который должен был вернуть всех африканцев на родину. 2 ноября 1930 года пророчество сбылось – на эфиопский престол взошёл принц Рас Тафари Маконнен – прямой потомок царя Соломона. Так возникло растафарианство.

Наряду с неординарной идеологией, культура растафари имеет свой язык («Italk») и цвета (сочетание красного, желтого и зеленого). Растафарианцев можно безошибочно опознать по дредам (прическа из скрученных в косички волос), которые, согласно их представлениям, являются антеннами в духовный мир и средством общения с богом Джа. Кстати, на вопрос, как сделать такую прическу, растаманы обычно отвечают: «А никак, просто не расчесывайте волосы».

Важным отличием новой религии от остальных являлось отношение к марихуане. Растафариане считают, что курение этой «благословенной» травы помогает понять волю великого Джа. Как и все остальное, раста оправдывала курение ганджи отрывками из Библии. Предание гласит, что «травка» выросла на могиле царя Соломона, мудрейшего из мудрых. Ямайцы говорят, что ганджа - это оздоровление нации, поскольку она расширяет сознание и усиливает мистическое и творческое переживание. Большинство проповедников отстаивали практику ритуального раскуривания «травкой мудрости». Раскуриваться можно в одиночестве для медитации или вместе с общиной, и тогда это становится «приятным Господу воскурением». Самой «правильной» страной, с точки зрения растафари, считается Голландия, где марихуану курят вполне законно.

Само слово «регги» ввела в обиход группа «Майталс», однако патриархом и символом этой музыки справедливо считают Боба Марли, автора песен, певца и гитариста. В середине 70-х годов со своей группой «The Wailers» ему удалось удивить весь мир и сделать регги большой музыкальной модой. Впервые страна третьего мира заставила всю планету слушать ее музыку. Марли сочетал растафарианство с элементами африканских культов. Свою музыку он считал лекарством, а свои концерты рассматривал как священнодейства, призванные совершенствовать сознание людей. Кроме того, он был заядлым «курильщиком», и часто засиживался с Библией и дымящимся «косяком». «Травка, - говорил он, - исцелит народы».

В конце 60-х годов старейшины-раста начали терять влияние, а власти все активнее бороться с движением в целом. Никто и представить себе не мог, что вскоре растафарианство получит поистине мировую известность, и случится это благодаря музыке. Стиль регги родился на Ямайке в начале 60-х годов, вобрав в себя многочисленные направления: карибский и африканский фольклор, ска, рок-стэди, ритм-блюз. Первые песни регги имели отчётливую социально-политическую окраску и являлись рупором протеста, как люмпенов, так и политической оппозиции. Помимо социальной критики, огромное место в тематике песен занимала проповедь растафарианства.

Далее: