Ныне - самая необычная осень в Киеве за все время (а это почти 15 лет), пока я живу здесь. Оранжевая осень. Классические багрец и золото вытеснены веселым апельсиновым карнавалом, и уже сейчас с полной уверенностью можно сказать, что прямо на наших глазах, наиболее активно - в столице, чуть медленнее - в провинциях, складывается неповторимая оранжевая субкультура.

Несомненно, идеологи кампании Ющенко очень удачно выбрали именно этот цвет. Теплый, активный, но не агрессивный (как красный, например), он как нельзя кстати приходится в ноябре, когда унылая серость поздней осени переходит в монотонную снежную белизну. Однако было бы ошибкой считать, что оранжевое движение - это радикальная инновация, не имевшая доселе аналогов. На самом деле у этого цвета в политике богатая и интересная предыстория.

Вначале был Амстердам.

Эта пестрая структура объединяла очень разношерстную публику: художники, поэты, профессиональные демонстранты-драчуны с полицией, музыканты, политики, студенты - всего пять- шесть крупных группировок, позже трансформировавшихся в такие же карнавальные, шутовские политические партии, наибольшей известностью среди которых пользовалась партия Карлики (Dwarfs).

Оранжевое движение берет свое начало в Голландии, в Амстердаме. Для Нидерландов это цвет особенный - он символизирует власть, королевскую семью Оранских. Но так было до наступления бурных 1960-х, ставших временем тотальной молодежной революции по всему миру, а особенно в Западной Европе. В большинстве стран базовым колором бунта был красный - сказывалась популярность маоистских, троцкистских и анархических идей. Не так в Голландии, которая всегда славилась умением находить свои, особые пути. 12 июля 1965 года группа тамошних левых радикалов и вольных художников (две категории, практически неотличимые друг от друга) выпустила первый номер своей газеты Прово (Provo - производное от английского глагола provoke - провоцировать). Соответственно, новое течение провозгласило себя провотариат (составное от провокация и пролетариат), однако более известное название - Оранжевый Интернационал.

Этот период, получивший название Двадцатилетней гражданской войны, продолжался до декабря 1984 года.

Эта развеселая коалиция действовала очень нестандартно: политика в их исполнении превратилась в настоящий спектакль. Провотариат устраивал средь бела дня на самых известных и многолюдных площадях весьма заметные действия - от стриптиз-шоу до совместного курения марихуаны. Высшая точка - провозглашение в Амстердаме Независимого Оранжевого государства со статусом альтернативного города. Оранжевые и сторонники пропагандируемой ими культуры сумели спровоцировать серьезные беспорядки, выражая протест против правящего Нидерландского Королевского дома Оранских, в результате чего были сорваны торжества по случаю бракосочетания принцессы Беатрис в марте 1966 года, церемония коронации принцессы в 1980 году, а также торжественное открытие станции метро на Ньюмаркет в октябре 1980 года. Одновременно сплоченные группы сквоттеров занимали пустующие здания, создавая в них сквоты - некое подобие художественно-политических коммун, не подчинявшихся государству.

Было бы ошибочным считать, что деятельность Оранжевых не имела серьезных последствий. Деятельность этих групп заставила жителей Амстердама коренным образом пересмотреть свое отношение к родному городу. В городской совет были выбраны народные представители, был опубликован ряд серьезных отчетов под общим названием Белые планы, где рассматривались экологические и социальные аспекты жизни различных районов города, а столичные власти стали намного внимательнее прислушиваться к мнению избирателей. Жители Амстердама с тех пор намного активнее принимали участие в принятии решений, влияющих на жизнь города. Общим же итогом явился нынешний статус столицы королевства как самого свободного города в мире, и самой страны - как эталона демократии, центра международного правосудия.

Апельсиновый ренесанс.

Теперь нетрудно увидеть, что и наш мандариновый ренессанс явно чувствует свою преемственность касательно столь замечательных предшественников. Наши Оранжевые тоже устраивают в центре Киева огромный и беспрерывный детский утренник. Соединение инфантильности, взрослой идейной убежденности и невероятного людского разнообразия дают настоящий расцвет самодеятельного творчества. Из лозунгов рождаются целые песни, хитом среди которых является, конечно же, Разом нас багато - нас не подолати!, сочиненный на днях группой Гринджолы и радио Западный полюс (Ивано-Франковск). Ныне под этот неофициальный гимн Майдана устраиваются ежевечерние дискотеки на Европейской площади. Детскую бесшабашность подчеркивают и ставшие особенно популярными песенки От улыбки станет всем светлей (ее особенно любят крутить омоновцам у Администрации Президента), и, конечно же, радиохит советских 1970-х в исполнении Ирмы Сахадзе Оранжевое небо.

Эстафету голландских бунтарей подхватили и польские Оранжевые, действовавшие в намного более суровых условиях военного положения в первой половине 1980-х. Они переняли ту же тактику политики как игры и зрелища, что в условиях, когда оппозиция была загнана в глухое подполье, представлялось достаточно действенным. Так, к примеру, они выходили на улицу в полицейском облачении, и начинали самих себя... арестовывать и бить дубинками. Всем удивляющимся объясняли, что, ежели при коммунизме, который Польша строит, надобность в полиции ввиду высокой сознательности граждан отпадет, то граждане сами себя будут арестовывать и избивать (!)

Детскость проявляется в самых неожиданных местах. Заградительные заслоны в районе Банковой, увешанные воздушными шариками, ленточками и букетами цветов, уже прославлены всемирно. Еще более умиляет то, что происходит каждый вечер перед этой инсталляцией: прямо перед суровыми рядами правоохранителей в касках обязательно стоит стайка девушек, писаных красавиц, которые поют и танцуют, причем и то, и другое делают довольно складно. Милицейскому соединению у Администрации вообще везет - например, со стороны Институтской там каждый вечер выступает целый духовой оркестр, который играет вальсы, мазурки, марши и прочий теплый репертуар.

Обретенное детство.

Особенно хороши эти караваны у Кабмина, - этот район достоин внесения во все анналы неофициального искусства. Там гудки клаксонов сливаются с целым оркестром барабанщиков, что обосновались на склонах над дорогой и день-деньской лупят до пустым железным бочкам. При этом на гранитных парапетах подле оглушенного здания идет настоящее соревнование снежных граффити - камень залеплен более или менее художественно выполненными призывами, рисунками и названиями городов и местечек со всей Украины - все из снега.

Оранжевый, естественно, провоцирует и моду в одежде. На юношах и девушках нарастает оранжево-желтая бахрома, и по Крещатику уже разгуливают люди, больше похожие на помесь новогодних елочек и танцовщиков самбы. То же происходит и с автомобилями. Кавалькады машин, оклеенных и увешанных оранжевыми ленточками, наклейками, флажками, флагами и флажищами, которые каждый вечер катаются по центральным улицам, подавая оглушительные сигналы - зрелище, незабываемое во всех смыслах.

Так что наша Оранжевая Радуга - это не столько даже политическая акция, сколько наш Вудсток и наш май 1968 года, наш Дадаизм и наш революционный бархат - одним словом, наше общее детство, которого в нашей взрослой, слишком взрослой истории не было. Потому-то сейчас в Киеве все так молодо выглядят - даже старики...

Отдельный пункт - негласное соревнование в плакатном искусстве. Впрочем, в Украинском доме даже объявили конкурс. Но и без конкурса люди рисуют, печатают, пишут сотни листовок, шаржей, воззваний и прочего. Самиздат переживает второе рождение - появляются, например, газеты с трогательным названием Помаранчик. А уж то, что творится в интернете, особенно на тему одного из кандидатов - не передать никакими словами; народ у нас, все- таки, очень талантливый...

И очень быстроумный. Майдан реагирует мгновенно. Не успел один кандидат назвать другого котом Леопольдом, как тут же появился клип на песенку из соответствующего мультфильма и масса плакатиков, где знаменитый кот призывает жить дружно и принимает покаяние от шкодливых серых мышей. Принцип видеоклипа, позволяющий моментально монтировать далекие друг от друга и предельно яркие образы, работают здесь во всем.

Итак, наши Оранжевые ни в чем не уступают ихним. Тоже все поголовно - большие дети, тоже играючи (вот очень точное слово!) решают важнейшие государственные дела, тоже точны в своем остроумии, тоже превращают закостенелую от официоза столицу в огромную театральную площадку, в помесь цыганского табора, карнавала и рок-фестиваля.

Далее: