
Прошедшая с 15 по 17 ноября в Санкт-Петербурге конференция Телекоммуникации в России, организованная международным Институтом Адама Смита, собрала весь цвет отечественного рынка связи - и не в последнюю очередь руководителей западных компаний, вложивших или намеревающихся инвестировать значительные капиталы в динамично развивающуюся коммуникационную отрасль России.

По единодушному мнению специалистов, разделяемому самим же руководством Минсвязи, на сегодняшний день основная проблема закона - медленные темпы принятия подзаконных актов. В законе содержатся ссылки на 36 постановлений Правительства, из которых на сегодня функционирует лишь шесть - остальные пока не приняты. К сожалению, заявленные Министерством связи сроки принятия подзаконных актов оказались сорванными.
Участников конференции волновало не столько текущее состояние отрасли, сколько перспективы ее развития в будущем. Поэтому и выступающие, и аудитория сосредоточили свое внимание на возможностях и угрозах, которые открываются в стране в связи с принятием в 2004 году нового закона О связи.
Не разработаны, например, правила лицензирования услуг связи, что вызывает недовольство операторов, не определена модель работы резерва универсального обслуживания, о необходимости которого споры не утихают по сей день. В отсутствие законодательных актов рынок по закону перестает существовать, - заявил представитель Совета Федерации России, - В 2004 году ему на смену пришел рынок по договоренностям с Министерством связи. В итоге открылась прямая дорога к бюрократизму, зарегулированности и коррупции.
В результате, как отмечалось на конференции, в России до сих пор не урегулированы важнейшие детали функционирования телекоммуникационного сектора.
Летом 2003 года при его принятии в Совете Федерации разразился скандал: закон удалось одобрить только в результате подтасовок, когда необходимое количество в 90 сенаторов было якобы натянуто путем вбрасывания голосов сенаторов, находившихся в зарубежных командировках. На заседании присутствовали не депутаты, а лишь их карточки для голосования. Когда же Совет Федерации поручил разобраться в этой ситуации специальной Комиссии по контролю за электронным голосованием, результатов ее работы так и не было представлено - дело замяли. Сегодня же волну критики как среди сенаторов, так и в средствах массовой информации вызывает уже не принятие закона, а ход его реализации. Тем не менее сегодня Совет Федерации продолжает рассчитывать на изменение закона: Комитет по промышленной политике Валентина Завадникова совместно с рядом отраслевых ассоциаций готовит поправки.
Неудивительно, что в последнее время в российских и зарубежных СМИ участились материалы о фактах коррумпированности руководства Министерства связи и лично министра Леонида Реймана. Мнение о том, что новый закон становится еще одним катализатором коррупции и злоупотреблений в отрасли, высказал нам и руководитель Национального антикоррупционного Комитета Кирилл Кабанов.
На проблемах регулирования рынка сосредоточился в своем докладе и глава представительства норвежской компании Telenor в России Йоран Олсон. По его словам, путь к либерализации рынка телекоммуникаций, заявленный еще четыре года назад Министерством связи, привел, напротив, к его бюрократизации.
Возможно, они коснутся именно тех положений закона О связи, которые вызвали резкую критику на прошедшей конференции. Например, введение универсальной услуги - фактически введение нового налога для операторов на обеспечение финансовых программ Министерства связи. По сей день Министерством не было предоставлено реальной инвестиционной программы освоения нешуточных сумм этих отчислений – не менее 7-8 млрд. рублей в год. Да и само существование резерва универсального обслуживания для развития проводной сети в отдаленных районах России ставится специалистами под вопрос. По словам генерального директора компании Алкатель Йохана Вандерплатсе, гораздо эффективнее потратить деньги на стимулирование развития высоких технологий. В случае, если этого не будет сделано, на телекоммуникационном рынке мира Россию могут уже в ближайшее время обойти и страны Восточной Европы, и новые гиганты Азии - Китай и Индия.
 Далее:
|