Сплошь и рядом какие-то малообразованные, темные молодые люди, бог весть какими путями раздобывшие деньги, пытаются руководить профессионалами...




Конфликтная ситуация, возникшая год назад вокруг информационного проекта Internet.ru, практически с точностью повторяется, на этот раз вокруг следующего проекта группы компаний A.Partners - журнала «Смысл».

Автор статьи : Андрей Петров

Тогда Алексей Ковалёв сообщал, что фонд заработной платы сократился в полтора раза, причём в этот бюджет оказались включены затраты на техническое оснащение редакции (фотоаппарат, диктофон и т.д.).

Напомним читателям, что 17 декабря 2001 года редакция Internet.ru и её главный редактор Алексей Ковалёв заявили о своём уходе из проекта. Причины - долги по зарплате, отсутствие должного финансирования и коммерческая бесперспективность проекта.

Однако через три месяца ситуация повторилась, что привело к уходу опытных журналистов из проекта и замене их низкооплачиваемыми и малоквалифицированными сотрудниками.

Ситуация разрешилась быстро: руководство A.Partners (инвестор проекта), узнав о сложившемся положении «лишь из опубликованного на Internet.ru материала», приняло демонстративные меры «для устранения ситуации и неповторения ее впредь». Алексей Пригожин, один из руководителей группы компаний A.Partners «заверил редакцию и читателей в том, что Internet.Ru является для A.Partners крайне важным проектом, поддержку которого он берет под свой личный контроль. Причиной возникших недоразумений, - как отметил г-н Пригожин, - было скорее отсутствие отработанных схем взаимодействия между менеджерами, отвечающими за сопровождение проекта, чем чей-то злой умысел».

Первоначально проект журнала «Смысл» выглядел многообещающе. Была собрана весьма профессиональная команда, хорошо известная публике. Отдел политики предложили возглавить директору Института проблем глобализации Борису Кагарлицкому, отдел «Общество» - бывшему руководителю «НГ-Религии» Максиму Шевченко, отдел экономики Александру Сегалу, известному по работе в «Правде» и «Эксперте». Главным редактором стал Сергей Старцев, в прошлом корреспондент «Независимой газеты» в Италии. В декабре вышли пилотный выпуск и первый номер журнала, которые сразу обратили на себя внимание публики. Ещё только складывающийся, журнал сразу начали цитировать, обсуждать. Ссылки на журнал появились и в западных изданиях.

По словам журналистов «Смысла», ситуация этого года сходна с описанной, словно переведена через кальку.

Доходило до смешного. Например, сотрудники редакции были вынуждены долго доказывать, что верстка на обычных PC, а не на «макинтошах» технически невозможна. Инвесторы никак не могли понять, зачем нужны профессиональные фотографы, требующие деньги за свою работу. Узнав, сколько стоит фото, купленное официальным порядком у агентств, редакции предложили те же фотографии «доставать бесплатно», то есть фактически принуждали к нарушению законодательства об авторских правах. По словам ответственного секретаря журнала Андрея Збарского, инвесторами «было сделано всё для того, чтобы журнал вообще не вышел».

Увы, на практике редакции с первого же дня пришлось работать в совершенно чрезвычайных обстоятельствах. Между инвесторами и творческим коллективом происходили постоянные конфликты. Набрав хорошо известных в журналистском мире профессионалов, A.Partners, не имевшие ни малейшего опыта в этой области, принялись учить их как делать издание.

Инвесторы заявили, что в киосках журнал продаваться не должен и выдвинули свою, революционную концепцию распространения печатного издания. Они сказали, что нужно одеть нескольких молодых людей в фартуки и поставить у входов в крупные фирмы, с тем, чтобы те предлагали журналы выходящим оттуда сотрудникам. Высказывались и ещё более революционные идеи – чтобы сами сотрудники редакции в фартуках бегали по улицам и предлагали журнал. Фартуки для этого дела уже были заготовлены.

Как выяснилось, руководители компании, ранее занимавшиеся только интернет-проектами имеют весьма смутные понятия о распространении печатных изданий. Отделу распространения просто не выдели денег («партнеры» предполагали, что нескольких скромных зарплат технических сотрудников достаточно, чтобы продвинуть издание на рынок). Розничная цена была первоначально установлена в 55 рублей, т.е. раза в три больше чем у конкурентов. Когда выяснилось, что журнал может продаваться даже по такой цене, его тут же сделали ещё дороже – 70 рублей.

Кроме того, инвесторы делали и замечания в области стиля. Они утверждали, что язык журнала слишком сложный: «Что это за слово – «трагикомический» - говорили они. – Нет такого слова!».

Главное, чтобы журнал читали богатые люди, поскольку люди, получающие меньше двух тысяч долларов в месяц, по словам инвесторов, вообще не достойны читать журналы. Потенциальных читателей журнала они определили, как людей, владеющих телефонами «Нокия». Хозяевам «Моторол» и «Самсунгов» можно не беспокоиться.

Особый ужас у «партнеров» вызвала статья про московские бутики: в ней говорилось, что не все посетители этих магазинов отличаются безупречным вкусом. Написать такое, значило оскорбить не только читателей (как мы уже поняли, людям, не посещающим дорогих магазинов, журнал продавать не следует), но и самих инвесторов! Прозвучали и другие, не менее новаторские мысли. Нельзя, например, печатать много материалов с критикой современной жизни. Нет, политика здесь не при чем. Просто читатель прочитает что-то грустное, а потом увидит рядом рекламу «Ягуара» и решит новый автомобиль не покупать.

С терминологией у них вообще плохо. Единственное понятие, которым они в состоянии оперировать, это слово «супер». Пытаясь сформулировать требования к журналу, они могли только сказать: «Это должно быть супер». А как супер – не объяснили.

Авторам журнала, среди которых немало известных фамилий, в том числе и международного уровня – Джульетто Кьеза, Акрам Муртазаев, Анатолий Баранов, Олег Табаков, Гейдар Джемаль, Иммануил Валлерстайн, Уолден Белло, – ни разу не выплачен гонорар. Когда сотрудники редакции стали напоминать о необходимости заплатить обещанные авторам деньги, гонорарный фонд урезан вдвое. Затем юристы фирмы разработали двухстраничную инструкцию, в которой от авторов (включая граждан США, Великобритании, Турции, Индии и т.д.) требовали предъявить оригинал трудовой книжки, свидетельства о рождении детей, ИНН и номер страхового свидетельства, а также ответить ещё на полдюжины вопросов. После длительных переговоров иностранцам разрешили трудовые книжки не приносить. Однако даже это не приблизило выплату денег. Потому говорить о суммах бессмысленно – какая разница между ста и пятьюдесятью долларами, если вам не дают ни того, ни другого?

Ситуация с журналом «Смысл» вообще очень типична. Сплошь и рядом какие-то малообразованные, темные молодые люди, бог весть какими путями раздобывшие деньги, пытаются руководить профессионалами. Но поскольку они даже толком не могут сформулировать свои требования, то начинают злиться и хамить. Впрочем, деньги испаряются прямо на глазах – можно только пофантазировать, куда они исчезают, и в итоге не хватает на элементарные нужды.

Интересно отметить, что Алексей Пригожин время от времени пытался применить прием «назначения стрелочника» и таким образом снять напряженность в отношениях с журналистским коллективом. Но коллектив оказался слишком опытным (большая часть его прошла школу старой «Независимой газеты», «Правды» и «Новой газеты»).

Рекламная политика журнала, проводимая A.Partners, была чрезвычайно беспомощна. Однако винить в этом специалистов из рекламной службы не следует. Мало того, что им отводилась роль технических работников, но когда реклама в журнал всё же пошла, соответствующей службе сразу снизили процент от поступлений. Разумеется, сотрудники службы ушли из журнала в полном составе. Как заметил Борис Кагарлицкий, в советское время подобное управление назвали бы «вредительством».

Редколлегия согласилась на создание совещательного органа – Редакционного совета. Обе стороны заявили, что это решение их удовлетворяет, и решили разработать Положение о Редакционном совете, не выдвигая никаких дополнительных условий. Однако к моменту получения заработной платы за декабрь выяснилось, что она переведена на счета сотрудников не полностью, а менее чем в половинном размере. На вопрос о причинах еще один из руководителей A.Partners Олег Механик потребовал материалы номера на проверку и заявил, что выплата (за уже отработанный месяц!) произойдет только после того, как «условия будут приняты». Следует заметить, что указанный персонаж постоянно осуществлял давление на журналистов, заявляя, что он из Норильска и намекая на известность своей фамилии и связи с «Норильским никелем». На самом же деле он приходится сыном руководителю постпредства Таймыра в Москве Владимиру Механику, давно отошедшему от дел на комбинате и отправленному в столицу на типичную предпенсионную должность.

Апофеозом непрофессионализма представителей A.Partners в отношении СМИ явилось требование о контроле над содержанием журнала. По мнению главного редактора журнала Сергея Старцева, речь шла о фактической попытке введения цензуры. Если на первых двух номерах «партнеры» пытались «руководить» версткой, то к третьему потребовали допуска к редакционному портфелю.

Договор с главным редактором также поставлен в зависимость от покладистости журналистов. Таким образом, создана ситуация, когда издатели нарушают как минимум четыре статьи закона о средствах массовой информации и положения Конституции, гарантирующие свободу слова.

Надо заметить, что A.Partners любят козырнуть своей связью с потанинской группой. На одном из сайтов руководитель дружественного им фонда, заявил: «Мы получили поддержку от Владимира Потанина и группы Интеррос». Поддержка на поверку оказалась блефом. По информации из «Интерроса» A.Partners дозвонились в один из департаментов группы и спросили, поддерживает ли «Интеррос» инвестиции в сферу информационных и наукоемких технологий в России. Ответ был дан, естественно, положительный. Именно он и был описан как «поддержка от Владимира Потанина и группы Интеррос»

Коллектив редакции намерен войти в Союз журналистов России и в Медиасоюз с ходатайством об отнесении группы компаний A.Partners к разряду организаций, препятствующих осуществлению свободы слова на территории России, и об информировании журналистских и деловых кругов об этом факте. Кроме того, подготовлено заявление в прокуратуру о фактах злостного уклонения названной группы компаний от уплаты налогов и факте подлога с целью обмана инвесторов.

Поскольку журналисты проявили несговорчивость, «партнеры» решили проявить «добрую волю» и выплатили в январе половину зарплаты (за работу уже проделанную в декабре). После этого, надеясь что теперь-то с ними спорить не будут, потребовали от главного редактора представить им тексты, идущие в очередной номер. В ответ Сергей Старцев заявил, что больше половины текстов показать не может: «Платите ползарплаты, получите полжурнала».

Далее: